Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

«Создатель легенды отечественной авиации»

«Создатель легенды отечественной авиации»
5 августа 2025 года исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося инженера-авиаконструктора – Артема Ивановича Микояна. Жизни и деятельности талантливого изобретателя, истории создания знаменитых истребителей МиГ посвящена книжная выставка в отделе читального зала

К 120-летию со дня рождения авиаконструктора
Артема Ивановича Микояна

Вся жизнь Артема Ивановича Микояна была безраздельно связана с авиацией. О жизни и делах творца знаменитых самолетов-истребителей – МиГов рассказывает книга М.С. Арлазорова «Артем Микоян» (Москва, 1978), созданная на основе обширных материалов, собранных автором. Когда новые самолеты только рождались, деятельность творческой лаборатории Артема Ивановича Микояна была открыта единицам, но благодаря этой книге многие факты создания новой линейки самолетов станут всеобщим достоянием. Читатель проникнет в сокровенные замыслы конструктора, влюбленного в свое дело, ощутит напряженность и самоотверженность труда большого коллектива инженеров, летчиков-испытателей, надежно вооружавших нашу авиацию.
А.И. Микоян на вопрос о том, что главное в работе авиационного конструктора отвечал: «Умение мечтать!». А мечтать он умел, постепенно осуществляя задуманное. Решающим моментом в этом послужило поступление по комсомольской разнарядке на обучение в Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. Уже в 1935 году, когда был на практике в конструкторском бюро в Харькове, вместе с другими студентами Микоян разрабатывает легкий самолет «Октябренок». Оканчивает академию Микоян в звании военного инженера-механика в 1937 году. Как отличный специалист он проявил себя после назначения его военным представителем на Государственный авиационный завод №1, где создается опытно-конструкторское бюро. Под руководством А.И. Микояна и его заместителя Михаила Гуревича здесь приступили к созданию перспективного истребителя И-200, который и стал их первым именным «МиГом».

Этому периоду жизни авиаконструктора посвящен раздел «Работы ОКБ А.И. Микояна и М.И. Гуревича» в книге В.Б. Шаврова «История конструкций самолетов в СССР. 1938-1950 г. г.» (Москва, 1978). С декабря 1940 г. самолету присвоили марку – «МиГ-1», проведены летные испытания и с января 1941 года начался его серийный выпуск. Но не прекращались разработки новых модификаций этого самолета. Автор приводит подробный рассказ о появлении МиГа-3, МиГа-9 и других в последующие годы работы, сопровождается рассказ об этом фотографиями и чертежами этих разработок.

Интересен рассказ из книги Д.А. Соболева «История самолетов мира» (Москва, 2013) о появлении конструкций самолетов со стреловидным крылом и в частности – самолета МиГ-15, при разработке которого было уделено много внимания комфортабельности кабины пилота. Она впервые была сделана герметичной, с системой вентиляции, обеспечивала хороший обзор. В состав пилотажных приборов впервые на отечественном самолете для воздушного боя впервые ввели оборудование для слепой посадки. При испытаниях МиГ-15 проявил себя как удачная машина, сочетающая в себе хорошие пилотажные свойства, высокие летные качества, простоту обслуживания и технологичность в производстве и поэтому было принято решение о запуске самолета в серию. В 50-е годы МиГ-15 составляли основу истребительной авиации СССР. Кроме того они экспортировались во все страны Варшавского договора, Китай, Северную Корею, государства Ближнего Востока.

В середине 1950-х годов в структуре отечественных Военно-воздушных сил произошли некоторые изменения: расформирована штурмовая авиация и началось формирование истребительно-бомбардировочной. Поначалу ее основу составляли части, вооруженные самолетами МиГ-15бис, но затем в ряд полков были переданы самолеты Миг-17. Эти шаги по модернизации отечественного самолетостроения описаны в книге «Авиация ВВС России и научно-технический прогресс. Боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра» (Москва, 2005).
Авторами представлены этапы разработки представителей третьего поколения реактивных боевых самолетов Ми-23, МиГ-27 и МиГ-29. Именно Ми-29 был последней модификацией, разработкой которой руководил сам Анастас Иванович Микоян.
После ухода из жизни Микояна ОКБ продолжило разрабатывать новые самолёты, включая МиГ-31, МиГ-35 и другие.

Наиболее полный рассказ о созданных под руководством А.И. Микояна самолетах приведен в сборнике «Авиастроение. Летательные аппараты, двигатели, системы, технологии» (Москва, 2000). В хронологии, подробно описываются этапы разработки каждой модели самолетов, указываются все включенные технические новации, материалы для их изготовления, технические характеристики, боевая комплектация, указываются фамилии летчиков-испытателей и сроки испытательных полетов, а также даты утверждения поставки самолетов в серийное производство. Перед читателями предстает картина титанического труда большого коллектива изобретателей, сплоченного талантливым авиаконструктором Анастасом Ивановичем Микояном, который продолжает его дело и в настоящее время.
«ОКБ имени А.И. Микояна входит в плеяду лучших отечественных авиационных школ, сформировавших знаменитую на весь мир советскую, а теперь российскую авиапромышленность. Идеи и разработки этого КБ во многом определили пути развития военного самолетостроения на десятилетия вперед. Микояновцы стали пионерами в области создания реактивной авиации и освоения сверхзвуковых скоростей полета. На самолетах марки «МиГ» установлены 110 мировых рекордов. И в наши дни, разработанные этим КБ машины, вносят свой вклад в укрепление обороноспособности страны. В зоне СВО выполняет задачи МиГ-31 с гиперзвуковыми ракетами «Кинжал». Аналогов этому авиационному комплексу нет ни в одной стране мира», – так охарактеризовал работу ОКБ генеральный директор госкорпорации Ростех Сергей Чемезов.

Библиографический список литературы:

Авиастроение. Летательные аппараты, двигатели, системы, технологии
/ под редакцией А.Г. Братухина. – Москва : Машиностроение, 2000. – 536 с. : ил.

Авиация ВВС России и научно-технический прогресс. Боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра / под редакцией Е.А. Федосова. – Москва : Дрофа, 2005. – 734 с. : ил.

Арлазоров, М.С. Артем Микоян / М.С. Арлазоров. – Москва : Молодая гвардия, 1978. – 272 с. : ил – (Жизнь замечательных людей).

Соболев, Д.А. История самолетов мира / Д.А. Соболев. – Москва : Русавиа, 2013. – 680 с. : ил.

Шавров, В.Б. История конструкций самолетов в СССР. 1938-1950 г. г / В.Б. Шавров. – Москва : Машиностроение, 1978. – 568с : ил.