Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Поэтический карандаш Мстислава Добужинского

Поэтический карандаш Мстислава Добужинского
Творческое наследие Мстислава Валериановича Добужинского (1875–1957) многогранно и огромно – рисунки, гравюры, живописные произведения, журнальная графика, книжные иллюстрации, театрально-декорационные работы

Творческое наследие Мстислава Валериановича Добужинского (1875–1957) многогранно и огромно – рисунки, гравюры, живописные произведения, журнальная графика, книжные иллюстрации, театрально-декорационные работы.

В молодые годы в Петербурге Добужинский сблизился с художественным объединением «Мир искусства» и вошел в число самых знаменитых его представителей. В объединение входили художники Александр Бенуа, Константин Сомов, Леон Бакст, театральный деятель Сергей Дягилев, публицист и литературный критик Дмитрий Философов.
Объединение «Мир искусства» воплотило в себе художественные идеалы символизма и модерна, члены объединения стремились к обновлению российской художественной жизни, противопоставляя себя академизму и реализму, ставили во главу угла индивидуальное творческое самовыражение и красоту как высшую ценность в искусстве. Они черпали вдохновение в искусстве прошлого, особенно эпохи барокко и рококо, а также в западноевропейском искусстве.
Для этого периода творчества Добужинского характерны многочисленные городские пейзажи – виды Петербурга, Вильно (Вильнюса), Новгорода. Мастерство автора позволило передать атмосферу и дух городов, в которых он жил и которые любил, запечатлеть неподражаемый облик каждого из них.
В основе создания неповторимого типа городского пейзажа Добужинского лежал сложный сплав впечатлений от Петербурга, сформировавшийся еще в детстве. В своих воспоминаниях художник сам писал об этом: «По приезде в Петербург я ощущал все время как бы озарение и носил в себе чувство, похожее на влюбленность: меня совершенно поразил Петербург… Теперь я точно увидел наяву то, что меня так смутно волновало в юности в романах Достоевского, и я все больше чувствовал, что Петербург всем своим обликом, со всеми контрастами трагического, курьезного, величественного и уютного, действительно, единственный и самый фантастический город в мире…»

Добужинского волнует внутренняя жизнь города, человеческие переживания, одухотворяющие красоту города. Эти чувства роднят его с Александром Блоком и особенно с Андреем Белым, чей Петербург по ощущению необычайно близок Петербургу Добужинского – любимому городу, который он хранил в своем сердце, даже живя вдали от него долгие годы.
Добужинский занимался и станковой графикой, и живописью, успешно преподавал в учебных заведениях и читал популярные лекции по искусству. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике.
В 1907–1908 годах Добужинский выполнил свои первые театральные работы. Он создал декорации и костюмы для нескольких спектаклей Старинного театра, Театра В.Ф. Комиссаржевской и Театра В. Мейерхольда «Лукоморье». Плодотворной для Добужинского стала связь с Московским художественным театром, где он оформил двенадцать спектаклей.

В 1909 году художник исполняет в МХТ одну из лучших своих театральных работ – декорации к пьесе И.С. Тургенева «Месяц в деревне» в постановке К.С. Станиславского. С блестящим знанием быта и чувством сцены художник воссоздал неторопливый ритм жизни дворянского гнезда. Стилем спектакля Добужинский избрал ампир 1830-х годов и проявил высокую точность при воссоздании каждой детали мебели или костюма – их достоверность художник мог подтвердить документально. Сам исторический стиль художник подчинил духу спектакля. В декорациях господствует симметрия, свойственная ампиру, она становится символом упорядоченности, покоя и гармонии жизни, незыблемости идиллического уклада.

Декорации к «Месяцу в деревне» стали событием в истории театра. Они не были только «красивой рамкой» сценического действия, они были умело подчинены атмосфере тургеневской пьесы и гармонично оттеняли образы главных героев. Зрители устроили овацию декорациям Добужинского.

Другим театральным триумфом Добужинского в МХТ стали декорации к «Николаю Ставрогину» (1913) – пьесе, написанной В.И. Немировичем-Данченко по роману Ф.М. Достоевского «Бесы». Художник с глубоким волнением работал над этой темой, считая ее своей. Сценография «Николая Ставрогина» полна динамики, композиционные решения лаконичны, в них угадывается драматическое напряжение.

Добужинский впервые энергично использует театральное освещение. Свет одинокой свечи в темном кабинете Ставрогина концентрирует внимание на его бледном лице; отблески пожара на стенах залы в Скворешниках словно отражаются на красной шали Лизы. Выразительны гримы, созданные художником. Острая экспрессивность и редкий лаконизм сделали эту новаторскую работу явлением, предвосхитившим будущие открытия отечественной сценографии. В декорациях к инсценировке романа Ф.М. Достоевского «Бесы» Добужинский подчеркнул драматизм и напряженность образов, созданных писателем. «В спектакле действительно веяло духом Достоевского», – считал Добужинский, чрезвычайно строгий в оценке собственных работ.
Творческая связь Добужинского с театром продолжалась долгие годы, работа с великим Станиславским много дала художнику, научила его пониманию специфики театра, секретам сцены.

Еще в 1911 году Мстислав Добужинский создал шутливую «Азбуку "Мира искусства"», составленную из шаржей на своих друзей-художников. Каждая буква алфавита соответствовала одному из художников, а изображения сопровождались небольшими стихотворными эпиграммами. Это забавное произведение отражает атмосферу и взаимоотношения, которые царили в кругу художников «Мира искусства»
В 1920-е годы Добужинский стал ведущим мастером книжной графики и одним из тех художников, которые превратили ее в уникальное явление в русском искусстве.
Книга мыслится Добужинским как органичное сочетание всех графических элементов, подчиненных единому замыслу, единому эмоциональному настрою. Художник мечтал о создании целостного образа книги. Он считал, что от страничных иллюстраций, прорисовок буквиц до выбора шрифта и прорисовки виньетки – во всем оформлении книги должны прослеживаться гармоничность решений и уравновешенность авторского стиля.

Рисунки к «Бедной Лизе» Н.М. Карамзина, «Тупейному художнику» Н.С. Лескова (1922) и к «Белым ночам» Ф.М. Достоевского (1925) стали шедеврами русской книжной графики. В иллюстрациях к повести «Белые ночи» необыкновенно тонко написаны пейзажи Петербурга. Они передают настроение повести Достоевского, помогают ощутить одиночество и чистоту чувств героев. Скупыми средствами рисунка пером Добужинский передает призрачное свечение неба, отсвет его на булыжных мостовых — классическая гармония черного и белого, отпечаток искреннего чувства художника.

Как художника книги Добужинского привлекает и новая советская литература: в 1929 году он иллюстрирует остросоциальную сказочную повесть «Три толстяка» Ю. Олеши, для которой становится первым иллюстратором. Издание украшают 25 цветных иллюстраций, выполненных в технике автотипии. Мастерски выполненные, образные иллюстрации Добужинского к «Трем толстякам» стали достижением в области детской иллюстрированной книги.

Литература:
Бюклинг, Л. Письма Михаила Чехова Мстиславу Добужинскому (годы эмиграции, 1938–1951) / Л. Бюклинг. – Санкт-Петербург: Всемирное слово, 1994. – 180 с.
Воспоминания о Добужинском / составление, предисловие и послесловие Г. И. Чугунова. – Санкт-Петербург : Академический проект, 1997. – 368 с. : ил.
Голлербах, Э. Ф. Рисунки Добужинского / Э. Ф. Голлербах. – Москва : ГИЗ, 1923. – 100 с. : ил.
Добужинский, М. В. Азбука «Мира искусства» / М. В. Добужинский. – Москва : Наше наследие, 1998. – 96 с. : ил.
Добужинский, М. В. Воспоминания / М. В. Добужинский ; АН СССР ; подготовил Г. И. Чугунов. – Москва : Наука, 1987. – 514 с.: ил. – (Литературные памятники).
Добужинский, М. В. Письма / М. В. Добужинский ; подготовил Г. И. Чугунов. – Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2001. – 444 с. : ил.
Издания Общины святой Евгении / Государственный Русский музей ; автор-составитель И. А. Золотинкина. – Санкт-Петербург : Palace Editions-Graficart, 2008. – 96 с. : ил.
Мстислав Добужинский / автор текста А. П. Гусарова. – Москва : Белый город, 2001. – 48 с. : ил.
Мстислав Добужинский : живопись, графика, театр : альбом / автор–составитель А. П. Гусарова. – Москва : Изобразительное искусство, 1982. – 204 с. : ил.
Петров, В. Н. «Мир искусства» : альбом / В. Н. Петров. – Москва : Изобразительное искусство, 1975. – 248 с. : ил.
Русакова, А. А. Символизм в русской живописи / А. А. Русакова. – Москва : Белый город, 2003. – 328 с. : ил.
Чугунов, Г. И. Книжная и журнальная графика М. В. Добужинского // Советская графика. Выпуск 8 / составитель А. Ю. Сидоров. – Москва : Советский художник, 1984. – С. 220-272.
Чугунов, Г. И. Мстислав Валерианович Добужинский,1875-1957 : монография / Г. И. Чугунов. – Ленинград : Художник РСФСР, 1984. – 300 с. : ил.