name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.gif

Как записаться в библиотеку

Консультации по вопросам оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Вы можете оставить отзыв о качестве условий оказания услуг на официальном сайте

Краснодар литературный

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

facebook.com youtube.com vkontakte.com

Ну, Котёночкин, погоди!

К 95-летию со дня рождения художника и режиссера-мультипликатора В.М. Котёночкина.

Мультипликацию любят все. Для малышей мультфильмы – это ожившая сказка, добрая, справедливая и смешная. Сказка, в которой человеческими голосами разговаривают зверюшки, в которой можно ходить пешком по радуге, летать на облаках и плавать на бумажных корабликах.

А для взрослых мультипликация − это интересное, оригинальное искусство. Искусство аллегории, пародии, притчи. Искусство серьезных мыслей и ярких образов, разнообразных жанров и творческих стилей.

Первые советские мультфильмы были созданы ещё в 1920-е годы. В 1936 году в Москве была организована студия «Союзмультфильм», которая объединила разрозненные группы энтузиастов мультипликации. С тех пор на «Союзмультфильме» были созданы десятки прекрасных фильмов, навсегда вошедших в историю советского кино. 

Известный советский режиссер, художник и аниматор Вячеслав Котёночкин вошёл в историю советского кинематографа и мультипликации как автор знаменитых мультфильмов «Ну, погоди!», «Лягушка-путешественница», «Баня», «Старая пластинка» и других.

Вячеслав Михайлович Котёночкин родился 20 июня 1927 года в Москве. Главным увлечением Котёночкина, конечно, было кино. Воодушевленный фильмом «Чапаев», Вячеслав рисовал свои варианты подвигов любимого героя. А потом стал ходить в изостудию при Дворце пионеров и однажды даже получил премию за картину, написанную масляными красками на сюжет поэмы М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

В период Великой Отечественной войны с 1942 года Котёночкин учился в артиллерийской спецшколе. Затем был направлен в противотанковое артиллерийское училище в Пензе, которое окончил в 1945 году. 

Увлечение рисованием – и, по его собственному признанию, «легкомысленная фамилия» – привели Котёночкина на курсы мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». Его преподавателем стал один из пионеров советской мультипликации Иван Петрович Иванов-Вано, который сразу привлёк молодого талантливого студента к созданию фильмов. В 1947 году он начал работать на студии сначала художником-мультипликатором, а затем художником-постановщиком. С 1962 года – режиссёром. И уже спустя шесть лет Котёночкин прославился на всю страну, сняв тот самый знаменитый мультфильм «Ну, погоди!».

Но впервые в качестве художника-мультипликатора Котёночкин попробовал себя в работе над сказкой «Серая шейка» 1948 г. по повести Дмитрия Мамина-Сибиряка, где создал интерпретации практически всех персонажей фильма: Серой Шейки, Зайца, Старого Зайца, Лисы. Позже режиссеры картины Л. Амальрик и В. Полковников пригласили Котёночкина и в свой следующий фильм «Высокая горка» 1951 г. Как режиссёр он впервые выступил в картине «Мы такие мастера» 1962 г. Первоначально сюжет планировался для «Фитиля», но не уложился в жестко ограниченное время и превратился в самостоятельный мультфильм.

Мультсериал «Ну, погоди!» родился случайно. На студии ежегодно составлялись планы по темам, среди которых оказалась и тема «Не обижай маленьких». Самым удачным сценарием оказался тот, что был написан триумвиратом авторов: Феликсом Камовым, Александром Курляндским и Александром Хайтом. В нем речь шла о том, как Волк пытается поймать Зайца, но тот ловко избегает всех расставленных ловушек. Интересно, что когда на студии стали искать режиссера под этот мультик, практически все от него решительно отказались, не видя в нем ничего интересного. И только Котеночкин согласился.

В итоге вскоре на свет появился 10-минутный мультик: первый пилотный выпуск был подготовлен режиссером Геннадием Сокольским и включен в детский киножурнал «Веселая карусель». Он продемонстрировал мастерство юмористической сценки, искусство создания персонажа-типа, персонажа-маски, за которым стоят узнаваемые реальные жизненные характеры и ситуации. Тогда авторы и не думали о сериале, но после того как мультфильм показали по телевидению, стало приходить очень много писем с просьбами о продолжении.

Создатели серий про Волка и Зайца не раз сталкивались с тогдашней цензурой, которая мучила авторов вопросом – почему Волк курит, плюется, чему учит детей этот мультфильм. Худсовет спросил у   Котёночкина, кого он предлагает на озвучку персонажей. Вячеслав Михайлович ответил: Заяц – Клара Румянова. худсовет закивал одобрительно. Этот персонаж словно и был придуман для неё. Маленький, с детским голоском. Ну, а Волк? Владимир Высоцкий, – ответил режиссёр. Худсовет пришёл в изумление и отверг его как «слишком одиозную фигуру».

Волка стал озвучивать Анатолий Папанов, которого потом прозвали «заслуженным Волком СССР». Но в мультике есть одна сцена с голосом В. Высоцкого – Волк насвистывает мелодию из фильма «Вертикаль». Вячеслав Котёночкин сам подбирал музыку, ориентируясь на хорошо знакомые зрителю мотивы.

Иногда именно музыка вдохновляла Котёночкина  на создание мультфильма. Так было например со «Старой пластинкой» 1982 г., где звучат песни Леонида Утёсова, и с «Песней о юном барабанщике» 1972 г., которую он услышал на премьере одного из выпусков «Ну, погоди!» в кинотеатре «Баррикады».

Параллельно с «Ну, погоди!» Котёночкин создал ещё несколько замечательных фильмов. Персонажам одного из них – «Котёнок с улицы Лизюкова» даже установлен памятник. В Воронеже, на улице Лизюкова – там, где разворачиваются события фильма. 

В 1971 году четвертый выпуск "Ну, погоди!" был удостоен приза на кинофестивале спортивных фильмов в Кортина-д-Ампеццо в Италии.

В 1987 году Вячеслав Михайлович получил звание народного артиста РСФСР, в 1988 году — Государственную премию СССР. Главной же своей наградой Котёночкин считал Орден Улыбки, полученный в 1985 году от польских детей.

В последние годы Вячеслав Михайлович тяжело болел, но не переставал создавать мультики, которым посвятил практически всю жизнь. Фамилия Котёночкина стоит в титрах более восьмидесяти мультипликационных фильмов, маленьких и больших.

Мультипликатор Фёдор Хитрук вспоминал, что любимой фразой Котёночкина было: «Почему мы такие счастливые? Да потому что мы талантливые!». Вячеслав Котёночкин вырастил и своего преемника, сына Алексея, также ставшего художником-мультипликатором. Вместе они работали в «Старой пластинке», последних сериях «Ну, погоди!», делали сатирические сюжеты для «Фитиля». Вячеслав Михайлович умер 20 ноября 2000 года, но герои его мультфильмов продолжают жить на экране и в нашей памяти.

Список литературы:

Азарх, Л. Мультипликаторы / Л. Азарх // Искусство кино. – 2010. − № 10. – С. 153-171. 

Асенин, С. В. Мир мультфильма : идеи и образы мультипликационного кино социалистических стран / С. В. Асенин. – Москва : Искусство, 1986. − 288 с. : ил.

Заболотских, Д. Сказка о совершенном времени. / Д. Заболотских // Искусство кино. – 1998. − № 10. – С. 82-86.

Котёночкин, В. М. Ну, Котёночкин, погоди!  /В. М. Котёночкин. – Москва : Алгоритм,  1999. − 272 с. : ил.

Малюкова, Л. Сверх кино : современная российская анимация : девяностые – нулевые / Л. Малюкова. − Санкт-Петербург : Ассоциация анимационного кино, 2013. − 367 с. : ил.

Мастера советской мультипликации  / составитель Д. Н. Бабиченко. – Москва : Искусство,  1972. − 192 с. : ил.                                                                            

Художники советского мультфильма: альбом / составитель и автор вступительной статьи А. А. Волков. – Москва : Советский художник,  1978. − 128 с. : ил.


Информацию подготовила

А. С. Высоцкая

Библиотекарь отдела литературы по искусству












новаябиблиотека.рф социальная реклама

tounb-logo.gif libnet.gif polpred_banner.png
88x31_0101.gif 88x31_0201.gif 88x31_0301.gif Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки polpred_banner.png yandex yandex

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика