Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Анкета опроса получателей услуг ![]() ![]() Вы можете оставить отзыв ![]() Анкета доступна по QR-коду, |
«Свет дневной есть слово книжное»: библиотеки Древней Руси 24 мая – День славянской письменности и культуры Создание первых библиотек на Руси относится к началу XI века. Еще до формирования централизованного государства в Древней Руси широко распространялась письменность, велась переписка древнерусских и перевод иностранных книг. Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий перевели с греческого основные богослужебные книги – избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, Псалтырь и некоторые другие. Из летописи известно, что в 988 году великий князь Владимир Святославич собирал детей знатных лиц и отдавал их «на учение книжное». Книги в Древней Руси называли «источниками мудрости», «реками, наполняющими вселенную», «утешением в печали». Дело Владимира продолжил его сын, Ярослав Мудрый. Этот просвещенный правитель создал первую на Руси государственную библиотеку. Летопись рассказывает о том, что он приказал в Новгороде до 300 детей «учить книгами». При Ярославе Мудром появились монастыри, которые играли роль не только религиозных центров, но и были своего рода академиями наук и университетами. Книги и другие памятники письменности в X – XI веках собирались в монастырях и церковных соборах. Первое летописное упоминание о библиотеках относится к 1037 году, когда Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в киевском Софийском соборе. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами. «Зерна книжной мудрости», посеянные Ярославом, дали пышные всходы по всей стране. Книжному делу покровительствовали высшие государственные и церковные лица. Переписка книг велась день и ночь. По всему государству появляются свои книгописные мастерские, где создаются летописные своды, публицистические и литературные произведения. Книжные центры были в Курске, в Полоцке, Ростове, в Галиче, во Владимире Волынском, в Смоленске, где при Романе Ростовском преподавали греческий и латинский.
В Древней Руси любили и очень бережно хранили книгу, говорили, что «свет дневной есть слово книжное». Сегодня древние книги свидетельствуют о том, как жили, о чем думали, что умели делать наши предки, какого уровня достигли их литература, наука, искусство. И сама книга вобрала в себя мастерство переписчиков, художников, переплетчиков, ювелиров.
В художественном оформлении древнерусской книги привлекает внимание простота и гармоничность композиции в сочетании с высокой декоративностью и красочностью. Книги отличались крупным и красивым почерком. Самый древний из них – устав – характеризовался необыкновенной чёткостью и стройностью букв. Более подвижные, мелкие и убористые формы кириллицы – полуустав и скоропись – тоже усиливали декоративное богатство рукописей. Отдельные буквы или слова текста акцентировались яркой киноварью. Начальные страницы книги обычно были украшены буквицами или инициалами – заглавными буквами крупного размера. Часто в рукописных книгах инициалы богато расцвечивались сложными орнаментами. Ранний русский книжный орнамент, называемый старовизантийским (XI – первая половина XIII в.), происходил из византийских рукописей. Инициалы старовизантийского вида строились на комбинации геометрических и стилизованных лиственных мотивов. Несмотря на свой узорный характер, они читались достаточно чётко. Русские мастера активно проявляли самобытность, затейливо оформляли буквицы, мотивы плетения соединяли с изображениями фантастических птиц, зверей.
Ко второй половине XIII века появился новый тип орнамента, тератологический – сложные плетения стилизованных веток, жгутов и ремней с телами фантастических зверей и птиц, с человеческими фигурами. Заставка, декорированная этим орнаментом, не имеет геометрически чётких границ, а буквица превращается в трудночитаемый узор-картинку. Вписанные в узор чудовища не производят устрашающего впечатления, чему в немалой степени способствует яркая жизнерадостная раскраска.
В XV веке в русской книге появляются плетёный и неовизантийский орнаменты. В основе плетёного, или жгутового, орнамента лежат сложные узоры-плетения, перетянутые во многих местах декоративными узлами. В неовизантийском орнаменте мастера возвращаются к старому образцу с характерным геометрическим каркасом узора, изощренными растительными формами. Отличительным признаком неовизантийского декора может служить наличие ажурного ободка вокруг рамы заставок. В XVI веке в русскую книгу проникают мотивы фряжского (итальянского) происхождения. Растительные мотивы отличаются естественностью форм. Реально трактуемые цветы, листья, ветви, плоды разнообразно окрашены. Возникают новые, усложнённые цветочные мотивы (гирлянды, букеты, вазы с цветами). Сделанные от руки рисунки в рукописных книгах – миниатюры – играли роль смысловых разделителей текста. Манера письма древних русских миниатюр сходна с фреской, иногда – с иконой. Большая часть миниатюр не является иллюстрацией текста, не предназначена для разъяснения содержания и декоративного оформления листа. Древнерусские миниатюры, как и фрески, рассчитаны на образование и поучение.
Прекрасной внешней оболочкой древнерусской рукописи являются древние оклады, которые вместе с её художественным обликом составляют единое произведение искусства. Обычно рукописи заключали в переплёты, состоящие из двух досок, обтянутых кожей, с тиснением, орнаментами. Когда книги были дарами царей, князей и бояр храмам и монастырям, оклады делались из золота, серебра и украшались драгоценными камнями и эмалями, которые часто сами по себе были произведениями искусства.
В деле просвещения Руси книгописные мастерские и библиотеки сыграли важную роль. Они были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и «книгохранительницами», они сберегли для нас ценнейшие памятники старины.
Литература: Глухов, А. Г. Обители мудрости. Монастыри и храмы как центры книжности России / А. Г. Глухов. – Москва : Грифон, 2010. – 240 с. Глухов, А. Г. Ревнители просвещения России Х – ХVIII вв. : учебное пособие для вузов / А. Г. Глухов. – Москва : Университетская книга, 2007. – 439 с. : ил. Глухов, А. Г. Судьбы древних библиотек / А. Г. Глухов. – Москва : Либерея, 1992. – 160 с. : ил. Житие преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца : 100 миниатюр из лицевого жития XVI в. собрания Ризницы Троице-Сергиевой лавры / составитель Г. В. Аксенова, художник Б. В. Трофимов, фото С. М. Румянцев. – Москва : Культурно-просветительный фонд им. С. Столярова, 1997. – 236 с. : ил. История русского орнамента X – XVI веков : по древним рукописям : альбом. – Москва : Арт-Родник, 1997. – 32 с. : 100 цв. табл. Орлова, М. А. Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец XIII – начало XVI в. / М. А. Орлова. – Москва : Северный паломник, 2004. Ч. 1. – 496 с. : ил. Воронецкий, Б. В. Шрифт / Б. В. Воронецкий, Э. Д. Кузнецов. – Ленинград : Художник РСФСР, 1975. – 108 с. : ил. Подготовила О.Н. Полякова, заведующая отделом литературы по искусству |