![]() Как записаться в библиотеку Консультации по вопросам оказания государственной услуги Часто задаваемые вопросы Вы можете оставить отзыв о качестве условий оказания услуг на официальном сайте Краснодар литературный Поиск по сайту
Авторизация
|
«Свет
дневной есть слово книжное»: библиотеки Древней Руси 24
мая – День славянской письменности и культуры Создание первых библиотек на Руси относится
к началу XI века. Еще до формирования централизованного государства в Древней
Руси широко распространялась письменность, велась переписка древнерусских и
перевод иностранных книг. Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий перевели
с греческого основные богослужебные книги – избранные чтения из Евангелия,
апостольские послания, Псалтырь и некоторые другие. Из
летописи известно, что в 988 году великий князь Владимир Святославич собирал
детей знатных лиц и отдавал их «на учение книжное». Книги в Древней Руси называли
«источниками мудрости», «реками, наполняющими вселенную», «утешением в печали». Дело Владимира продолжил его сын, Ярослав
Мудрый. Этот просвещенный правитель создал первую на Руси государственную
библиотеку. Летопись рассказывает о том, что он приказал в Новгороде до 300
детей «учить книгами». При Ярославе Мудром появились монастыри, которые играли
роль не только религиозных центров, но и были своего рода академиями наук и
университетами. Книги и другие памятники письменности в X – XI веках собирались
в монастырях и церковных соборах. Первое летописное упоминание о
библиотеках относится к 1037 году, когда Ярослав Мудрый собрал писцов для
перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить
их в киевском Софийском соборе. Созданная таким образом первая библиотека на
Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами. «Зерна книжной мудрости», посеянные
Ярославом, дали пышные всходы по всей стране. Книжному делу покровительствовали
высшие государственные и церковные лица. Переписка книг велась день и ночь. По
всему государству появляются свои книгописные мастерские, где создаются
летописные своды, публицистические и литературные произведения. Книжные центры были в Курске, в Полоцке, Ростове, в
Галиче, во Владимире Волынском, в Смоленске, где при Романе Ростовском
преподавали греческий и латинский. В Древней Руси любили и очень бережно хранили книгу, говорили, что «свет дневной есть слово книжное». Сегодня древние книги свидетельствуют о том, как жили, о чем думали, что умели делать наши предки, какого уровня достигли их литература, наука, искусство. И сама книга вобрала в себя мастерство переписчиков, художников, переплетчиков, ювелиров. В художественном оформлении древнерусской книги
привлекает внимание простота и гармоничность композиции в сочетании с высокой
декоративностью и красочностью.
Книги отличались
крупным и красивым почерком. Самый древний из них – устав – характеризовался
необыкновенной чёткостью и стройностью букв. Более подвижные, мелкие и
убористые формы кириллицы – полуустав и скоропись – тоже
усиливали декоративное богатство рукописей. Отдельные буквы или слова текста
акцентировались яркой киноварью. Начальные страницы книги обычно были украшены буквицами
или инициалами – заглавными буквами крупного размера. Часто в
рукописных книгах инициалы богато расцвечивались сложными орнаментами. Ранний русский книжный орнамент, называемый старовизантийским
(XI – первая
половина XIII в.),
происходил из византийских рукописей. Инициалы старовизантийского вида
строились на комбинации геометрических и стилизованных лиственных мотивов.
Несмотря на свой узорный характер, они читались достаточно чётко. Русские
мастера активно проявляли самобытность, затейливо оформляли буквицы, мотивы
плетения соединяли с изображениями фантастических птиц, зверей.
Ко второй половине XIII века появился
новый тип орнамента, тератологический – сложные плетения
стилизованных веток, жгутов и ремней с телами фантастических зверей и птиц, с
человеческими фигурами. Заставка, декорированная этим орнаментом, не имеет
геометрически чётких границ, а буквица превращается в трудночитаемый
узор-картинку. Вписанные в узор чудовища не производят устрашающего
впечатления, чему в немалой степени способствует яркая жизнерадостная
раскраска.
В XV веке в
русской книге появляются плетёный и неовизантийский орнаменты.
В основе плетёного, или жгутового, орнамента лежат сложные узоры-плетения,
перетянутые во многих местах декоративными узлами. В неовизантийском орнаменте
мастера возвращаются к старому образцу с характерным геометрическим каркасом
узора, изощренными растительными формами. Отличительным признаком
неовизантийского декора может служить наличие ажурного ободка вокруг рамы
заставок. В XVI веке в
русскую книгу проникают мотивы фряжского (итальянского)
происхождения. Растительные мотивы отличаются естественностью форм. Реально
трактуемые цветы, листья, ветви, плоды разнообразно окрашены. Возникают новые,
усложнённые цветочные мотивы (гирлянды, букеты, вазы с цветами). Сделанные от руки рисунки в рукописных книгах – миниатюры
– играли роль смысловых разделителей текста. Манера письма древних
русских миниатюр сходна с фреской, иногда – с иконой. Большая часть миниатюр не
является иллюстрацией текста, не предназначена для разъяснения содержания и
декоративного оформления листа. Древнерусские миниатюры, как и фрески,
рассчитаны на образование и поучение.
Прекрасной внешней оболочкой
древнерусской рукописи являются древние оклады, которые вместе с её
художественным обликом составляют единое произведение искусства. Обычно
рукописи заключали в переплёты, состоящие из двух досок, обтянутых кожей, с тиснением,
орнаментами. Когда книги были дарами царей, князей и бояр храмам и монастырям, оклады
делались из золота, серебра и украшались драгоценными камнями и эмалями,
которые часто сами по себе были произведениями искусства.
В деле просвещения Руси книгописные мастерские и
библиотеки сыграли важную роль. Они были и просветительскими учреждениями, и
книжными мастерскими, и «книгохранительницами», они сберегли для нас ценнейшие
памятники старины. Литература: Глухов, А. Г. Обители мудрости.
Монастыри и храмы как центры книжности России / А. Г. Глухов. – Москва :
Грифон, 2010. – 240 с. Глухов, А. Г. Ревнители просвещения
России Х – ХVIII вв. : учебное пособие для вузов / А. Г. Глухов. – Москва :
Университетская книга, 2007. – 439 с. : ил. Глухов,
А. Г. Судьбы древних библиотек / А. Г. Глухов. – Москва : Либерея, 1992. – 160
с. : ил. Житие
преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца : 100 миниатюр из лицевого жития
XVI в. собрания Ризницы Троице-Сергиевой лавры / составитель Г. В. Аксенова, художник
Б. В. Трофимов, фото С. М. Румянцев. – Москва : Культурно-просветительный фонд
им. С. Столярова, 1997. – 236 с. : ил. История
русского орнамента X – XVI веков : по древним рукописям : альбом. – Москва :
Арт-Родник, 1997. – 32 с. : 100 цв. табл. Орлова,
М. А. Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец XIII – начало XVI
в. / М. А. Орлова. – Москва : Северный паломник, 2004. Ч. 1. – 496 с. : ил. Воронецкий,
Б. В. Шрифт / Б. В. Воронецкий, Э. Д. Кузнецов. – Ленинград : Художник РСФСР,
1975. – 108 с. : ил. Подготовила О.Н. Полякова, заведующая
отделом литературы по искусству | |