name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.gif

Как записаться в библиотеку

Консультации по вопросам оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Вы можете оставить отзыв о качестве условий оказания услуг на официальном сайте

Краснодар литературный

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Все о «Пушкинской карте»:

Афиша

Оформление

Возможности

QR

facebook.com youtube.com vkontakte.com

Пасхальная открытка

 

Светлое Христово воскресение, Пасха – величайший праздник христианской церкви. Издавна в светлые пасхальные дни люди радостно приветствовали друг друга, а тем близким, которых не могли поздравить лично, посылали поздравительные открытки.

Открытки собирались и хранились порой в течение всей жизни как память о родных и друзьях и как особый, уникальный вид печатного искусства.

Первая серия оригинальных русских пасхальных открыток была издана православной благотворительной организацией «Община святой Евгении» в апреле 1898 года по рисункам известного художника Николая Каразина. Он создал четыре пасхальных сюжета акварелью: «Пахарь», «У часовни», «Тройка летом», «Весна». Издательство выпустило хромолитографии по акварелям художника. Это была благотворительная акция: средства от продажи открыток направлялись на помощь сестрам милосердия.

Впоследствии «Община святой Евгении» стала одним из самых крупных производителей почтовых открыток в Российской империи.

В отечественной открытке основными стали русская тема, русский стиль. Пасхальную открытку достаточно легко было узнать по изображенным на ней символам праздника. Здесь красуются храмы, яйца, куличи и пасхи. Многие знаменитые художники с удовольствием посвящали время иллюстрированию открыток. Сохранились открытки с работами Ивана Билибина, Александра Бенуа, Федота Сычкова, Льва Бакста. Эти изображения отличались высоким качеством печати и небольшим тиражом.

Крупным мастером жанра пасхальной открытки была художница Елизавета Бём. Ее открытки всегда узнаваемы: это многочисленные  трогательные сценки с детьми и сопровождающие их надписи-поговорки. Произведения Елизаветы Бëм издавались тысячными тиражами, они пользовались огромной популярностью.


Художник Борис Зворыкин, последовательный приверженец русского стиля, был одним из самых заметных авторов пасхальных поздравительных открыток. Открытки по его рисункам раскупались мгновенно. В них получила гармоничное художественное воплощение любовь автора к русской старине – истории, легендам и фольклору, декоративно-прикладному искусству, старинной каллиграфии, орнаменту.


Издательские дома привлекали к созданию открыток и молодых, пока еще никому не известных художников. Создавая рисунки для открыток, они получали и возможность прославиться, и способ заработать.

Открытки служили художественной иллюстрацией жизни русского народа, переданной с тем настроением и чувствами, которые переполняли людей в праздничные пасхальные дни. Многие открытки перерастали собственно уровень «открытого письма», поздравительной карточки и становились маленькими шедеврами, картинами на тему русского благочестия, православной жизни. Русские открытки были выполнены хромолитографией и по качеству и красоте превосходили множество европейских образцов.

В годы Первой мировой войны увеличился выпуск благотворительных пасхальных открыток. На них появляются военные сюжеты, изображения героев-воинов, раненых бойцов, сестер милосердия, надписи «Пасхальный привет родным героям», «Пасхальная ночь на передовых позициях». Средства от продажи открыток шли на нужды фронта, помощь раненым. Такие открытки поднимали патриотический дух солдат.


С 1918 года было запрещено издавать открытки религиозного содержания, в том числе и пасхальные. Верующие стали поздравлять друг друга, используя открытки со светскими сюжетами. Поздравительные надписи со Светлой Пасхой встречаются даже на первомайских открытках послевоенной поры.

Возрождение производства пасхальных открыток пришлось на конец 1980-х годов. Как и прежде, на них появилась праздничная атрибутика – куличи, пасхи, крашеные яйца, виды храмов и монастырей. Возникло отдельное направление – репродуцирование старинных пасхальных открыток дореволюционных времен.

      

Сегодня с помощью компьютерной графики и печати можно заниматься разработкой собственных изображений, рассылать их родным и знакомым через современные средства связи. Все большую популярность приобретают пасхальные открытки ручной работы.

 

Литература:

Издания Общины святой Евгении / Русский музей, автор-составитель И. А. Золотинкина. – Санкт-Петербург : Palace Editions, 2008. – 96 с. : ил.

Пасхальная открытка : альбом-каталог / Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, автор-составитель И. А. Карпенко. – Санкт-Петербург : ГМИ СПб, 2014. – 179 с. : ил.

Чапкина, М. Москвичи поздравляют! : русская поздравительная открытка 1897-1917 годов / М. Чапкина. – Москва : Контакт-культура,

 2009. – 256 с. : ил.

Подготовила О.Н. Полякова,

 заведующая отделом

литературы по искусству












новаябиблиотека.рф

tounb-logo.gif libnet.gif polpred_banner.png
88x31_0101.gif 88x31_0201.gif 88x31_0301.gif Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки polpred_banner.png yandex yandex

Яндекс.Метрика