Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Дар Высокого Возрождения. Мадонны Леонардо в Эрмитаже.

К 570-летию со дня рождения Леонардо да Винчи (15 апреля).

(18 апреля – Международный день памятников и исторических мест).

 

15 апреля исполняется 570 лет со дня рождения Леонардо да Винчи, великого итальянского художника эпохи научной и культурной революции Средневековья, известной как Возрождение. Итфалия того времени дала миру целую когорту великих мастеров – Вероккио, Боттичелли, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Джорджоне.

И на фоне своих современников, этих титанов Возрождения, Леонардо выделяется глубиной, совершенством своих работ. Его инженерный ум, собственные открытия в области светотени, пропорций, воздушной перспективы, композиции стали краеугольным камнем изобразительного искусства Высокого Возрождения. Леонардо называл живопись "наукой и законной дочерью природы". Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап развития, были достигнуты новые высоты не только в технике, но и духовном, эмоциональном наполнении изображений.

В мире сохранилось не так много живописных произведений Леонардо да Винчи. В России находятся две картины – "Мадонна Бенуа" и "Мадонна Литта", обе они хранятся в Эрмитаже.

"Мадонна Бенуа", или "Мадонна с цветком" (1478) – картина молодого Леонардо, в Эрмитаж поступила в 1914 году из семьи архитекторов и художников Бенуа, отсюда и ее название.

От многочисленных изображений XV века на данный сюжет произведение отличается виртуозным мастерством исполнения. Сцена, изображенная на картине, проста и естественна. Юная Дева Мария, счастливая, нежная и беззаботная, держит на коленях Младенца, развлекая его цветком. Внимание Младенца поглощено новой игрушкой: человек впервые соприкасается с окружающим миром, проявляя жадное стремление к познанию жизни. Фигуры Богоматери и Младенца заполняют почти все пространство картины, их движения пластичны и органически связаны между собой.

Изображения Богоматери и Христа всегда насыщены символами. И хотя сцена, где Мария играет со своим сыном, выглядит глубоко личной и безыскусственной, вглядевшись в картину пристальнее, понимаешь, что цветок крестоцвета, который Мария показывает Иисусу, далеко не случаен – это символ будущих страданий и распятия Христа.

Особая теплота и естественность сцены, живая радость матери и неподдельный интерес ребенка, открытое проявление их взаимной любви влекут к себе зрителя. Произведение завораживает радостью, заставляет почувствовать таинственное обаяние картины, юношеского произведения того, кто впоследствии станет известен как "великий Леонардо".

"Мадонна Бенуа" вошла в число шедевров Эрмитажа, став предметом гордости собрания музея.

Миллионы посетителей Эрмитажа восхищаются картиной "Мадонна Литта", отмечая, что она надолго приковывает взор и внимание. Как и "Мадонна Бенуа", картина названа по фамилии одного из своих владельцев.

Возвышенным покоем, одухотворенной тишиной веет от картины. Лицо и поза Девы Марии безмятежны, выражают бесконечную нежность к Младенцу, которого она кормит грудью. Юная Богородица воплощает тип возвышенной, идеальной красоты.

Ребенок, словно потревоженный присутствием посторонних, повернул кудрявую головку и смотрит на нас. В руке он держит маленькую птичку. Щегол в живописи эпохи Возрождения – символ страстей Христовых. Эта птичка с красной "маской" на голове на картинах художников Ренессанса обычно появляется в руках младенца Иисуса как предвестник его будущих страданий.

"Мадонна Литта" выразительно передает внутреннюю гармонию и красоту, глубину и нежность чувств матери, задумавшейся о судьбе сына. Мы почти не видим глаз Богоматери, но ощущаем ее ласковый взор, обращенный к Младенцу. В картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура. Тончайшая, словно тающая, дымка светотени, окутывая фигуры, смягчает контуры и тени.

Возрождение – это синоним личной свободы, совершенства в искусстве, красоты в жизни, гармонии физических и духовных качеств человека. Леонардо и сам стал символом Ренессанса. Уже в ранних работах проявилось его новаторство как художника. Он углубил психологическое содержание живописи, разработал гармоническую композицию, стал передавать глубину пространства не только путем линейной перспективы, но создавать целостный образ изображаемого предмета.

Он писал: "Не оборачивается тот, кто смотрит на звезду" и жил по принципу свободы мысли и творчества. Ученый, опередивший время, он казался современникам загадочным, его и сегодня не сумели полностью разгадать. Нечто ускользающее от понимания, таинственное чувствуется в нем, и быть может, останется навсегда.

Литература:

Гуковский, М. А. "Мадонна Литта". Картина Леонардо да Винчи в Эрмитаже / М. А. Гуковский. – Ленинград : Искусство, 1959. – 96 с. : ил.

Кустодиева, Т. К. "Мадонна Бенуа" Леонардо да Винчи / Т. К. Кустодиева, Государственный Эрмитаж. – Ленинград : Аврора, 1979. – 32 с. : ил.

Леонардо / автор текста и составитель Н. В. Геташвили. – Москва : Олма-Пресс Образование, 2005. – 128 с. : ил.

Пиотровский, М. Эрмитаж / М. Пиотровский. – Москва : Слово/Slovo, 2003. – 616 с. : ил.

Подготовила О.Н. Полякова,

заведующая отделом

литературы по искусству