Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Анкета опроса получателей услуг ![]() ![]() Вы можете оставить отзыв ![]() Анкета доступна по QR-коду, |
Литературный портрет: Л.Я. Гинзбург
К 120-летию со дня рождения
Лидия Яковлевна Гинзбург (1902–1990) – одна из серьёзнейших учёных в мире в области словесности и художественного творчества. Филолог, эссеист, прозаик, она принадлежала ко второму поколению опоязовцев – школе, прославленной именами Ю. Тынянова, В. Шкловского, Б. Эйхенбаума, Р. Якобсона. После окончания словесного отделения Высших государственных курсов искусствоведения Петроградского института истории искусств в 1926 году Л. Гинзбург была оставлена в аспирантуре института, затем переведена в научные сотрудники. Блистательно начав свою исследовательскую карьеру (статьи "Вяземский – литератор", 1926; "Из литературной истории Бенедиктова", 1927; "Опыт философской лирики", 1929; "Пушкин и Бенедиктов", 1936; "К постановке проблемы реализма в пушкинской литературе", 1936), Лидия Гинзбург затем на долгие годы была вытеснена из литературного процесса. Своими книгами о Лермонтове (1940) и Герцене (1957) она была недовольна: жанр монографии, чуждый ей, но поощряемый официальным литературоведением, был связан с неизбежными уступками идеологическим требованиям.
Своих ранних книг Лидия Яковлевна не любила – "мучителен вид растраченной умственной силы". Настоящее её явление читателю, а вслед за ним настоящее, порой ажиотажное признание, сделавшее её, с одной стороны, фигурой культовой, а с другой – приведшее к Государственной премии, началось в начале 1970-х, то есть когда и автору было уже за семьдесят. Тогда одна за другой вышли книги "О психологической прозе", "О литературном герое", "О лирике"; прозаические эссе "Возвращение домой", "Мысль, описавшая круг", "Заблуждение воли", "Записки блокадного человека"; воспоминания и, наконец, "Записные книжки", охватывающие почти семидесятилетний период жизни с начала 1920-х до конца 1980-х годов. Многие считали и считают до сих пор, что Л.Я. Гинзбург никогда не была литературоведом (слово, которое сама она недолюбливала), но что все книги её представляют многотомный роман. Она всю жизнь писала прозу, притом прозу авангардистскую, открывая пути будущему развитию литературы. Сама писательница, вполне вероятно, отнеслась бы к этому суждению благосклонно. Она отмечала: "Историко-литературные работы удаются, когда в них есть второй, интимный смысл". Она не хотела и не была только академическим учёным. В частности, строго различала "мысли принципиально научные и мысли академические», явно отдавая предпочтение первым.
В работе «О психологической прозе» (Москва, 1999) Л. Я. Гинзбург касается способов построения образа литературного героя как определённой системы взаимосвязанных элементов и истории медленного становления приёмов передачи мыслей и чувств человека в художественной литературе, которое завершилось психологическими открытиями великих реалистов XIX века. Из книги можно узнать не только, «как сделан» тот или иной литературный образ, но и как менялось представление о человеке на протяжении всей истории литературы Нового времени. Живой стиль изложения, множество ярких примеров, феноменальная эрудиция автора – всё это делает книгу интересной для самой широкой читательской аудитории. Лидия Гинзбург выразила себя в научных работах. Она крупный, состоявшийся учёный, филолог, историк литературы. Её книги — классика литературоведения. Однако "блеск и своеобразие" Гинзбург в полной мере проявились в "промежуточных" жанрах, где она была не только теоретиком, но и практиком. Именно в них она выступает и как художник, и как психолог, стремящийся обнажить подспудные мотивы действий человека, и как своеобразный мыслитель. Масштаб личности Лидии Гинзбург, значение всего ею сделанного в литературе не были осознаны современниками. Лишь в середине1980-х, на границе своего 85-летия, она становится одним из очень востребованных журнальных авторов. Её прозу наперебой печатают журналы, с ней добиваются интервью самые разные издания. Одна за другой выходят ее книги: "О старом и новом" (1982), "Литература в поисках реальности" (1987), "Человек за письменным столом" (1989) и, наконец, "Претворение опыта" (1991), которую она, правда, увидеть уже не успела: 17 июля 1990 года Лидии Яковлевны Гинзбург не стало.
Работы Гинзбург оказали и будут оказывать мощное влияние на науку о литературе, человеке и обществе. Они ещё больше приблизили нас к тайне искусства, к тайне человека и человеческого поведения, показали истоки его, лежащие в культуре. "Человеку может надоесть все, кроме творчества…", - как-то написала Лидия Яковлевна, полностью подтвердив эту истину своей жизнью.
Библиографический список:
Гинзбург, Л. Я. О лирике / Л. Я. Гинзбург. – Москва : ИНТРАДА, 1997. – 416 с. Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе / Л. Я. Гинзбург. – Москва : ИНТРАДА, 1999. – 415 с. Гинзбург, Л. Я. О старом и новом : статьи и очерки / Л. Я. Гинзбург. – Ленинград : Советский писатель, Ленинградское отделение, 1982. – 423 с. Гинзбург, Л. Я. Претворение опыта : сборник / Л. Я. Гинзбург. – Рига : Авотс, 1991. – 238 с. Гинзбург, Л. Я. Человек за письменным столом : эссе. Из воспоминаний. Четыре повествования / Л. Я. Гинзбург. – Ленинград : Советский писатель, Ленинградское отделение, 1989. – 607 с.
Информацию подготовила И.В. Пономарева,
библиотекарь читального зала |