Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Живая природа Ивана Шишкина

К 190-летию со дня рождения русского живописца, мастера пейзажа (25 января)

История русского искусства второй половины XIX века прочно связана с именем Ивана Ивановича Шишкина – выдающегося живописца, замечательного рисовальщика и гравёра. В своих произведениях художник воспевает величие и красоту родной природы, бескрайние просторы её полей, золотящиеся нивы, могучие дубравы, лесные чащи.

Шишкин был искренне убеждён в том, что нет ничего прекраснее подлинных мотивов природы, что они не нуждаются в приукрашивании или идеализации. Объективность стала первоосновой его зрелого творчества, но за ней стояло безграничное увлечение художника прекрасным и вечным ликом природы. Для Шишкина характерно точное воспроизведение природы, и одновременно он стремился перейти от внешнего правдоподобия к обобщению и типизации, к поэтическому осмыслению мотива. Шишкин принадлежит к числу самых известных русских художников, он среди тех, чьё творчество составляет основу национальной школы живописи.

Иван Иванович Шишкин родился 25 января 1832 года в Елабуге, в семье купца 2-й гильдии Ивана Васильевича Шишкина, искренне влюблённого в свою историческую и археологическую деятельность. Помимо участия в раскопках и реставрации памятников, он многое делал на благо жителей Елабуги, как, например, разработка и введение водопроводной системы, устройство мельниц.

По стопам отца будущий художник идти не стал, при этом почерпнул от него пристрастие к серьезному чтению, трепетное отношение к семье и бескрайнюю, чистую и искреннюю любовь к родимой Елабуге.

Позднее Елабуга станет для Шишкина пристанищем, исцеляющим раны и возвращающим к жизни местом.

В 1850 году Иван объявляет родным, что отправляется учиться в Москву. Данное решение пришло к нему сразу после знакомства с московскими художниками, прибывшими в Елабугу на роспись иконостаса в соборе. Главным вдохновителем стал Иван Афанасьевич Осокин, учившийся в Строгановской школе технического рисования. Именно он рассказал Шишкину о Московском училище живописи и ваяния.

Родители долго не могли решиться отпустить сына, но, в конце концов, согласились, отправив Ивана в Москву под наблюдение Д.И. Стахеева, мужа его сестры Александры. Именно он помогал будущему художнику на первых порах, когда тот не мог свыкнуться с самостоятельной жизнью, тоскуя по родителям и привычному домашнему укладу.

В Московском училище живописи и ваяния он проучился три с лишним года: с 1852 по 1856. Эти годы оставили глубокий след в творческой судьбе Шишкина. Отправляясь в Москву, он пообещал себе, что, если не получит медаль – бросит творчество навсегда. Медаль он, естественно, получил, а кроме неё огромную базу знаний и навыков. Именно здесь он проявляет себя как блистательный гравёр, создав свой первый офорт, работает с быстрым жанром акварели, пробует силы в различных направлениях. «Занятиями своими и любовью к искусству подавал большие надежды», – позже напишет в своих отчётах Аполлон Николаевич Мокрицкий, любимый преподаватель Ивана.

В 1856 году Шишкин отправляется в Санкт-Петербург, где поступает в Академию художеств. Решение далось ему непросто, о чём он пишет родителям в письме: «Чувства у меня не совсем спокойные при оставлении Москвы. В Москве привык, сжился, приобрел любовь товарищей и наставников… <…>.. Москва как-то проще, а потому лучше».

Однако, вопреки первым впечатлениям, именно с Петербургом плотно связывается его жизнь, и мнение меняется. Он сразу же был принят в пейзажный класс Петербургской Академии художеств, под руководство Сократа Воробьёва, сына живописца М.Н. Воробьёва. Преподаватели оценили высокий уровень натурных рисунков студента, и на первую летнюю натурную работу он был отправлен в живописное местечко Лисий Нос на Финском заливе.

Там рождаются самые ранние сохранившиеся картины. Среди них первые Валаамские виды: «Вид на острове Валааме», «Местность Кукко». В этих работах ещё можно распознать неуверенность и то, с каким трепетом и осторожностью изначально Шишкин писал. Ещё нет той фотографической точности, присущей последующим работам художника.

В 1861 году Иван отправляется в Германию, в Дюссельдорф. Его творчество формировалось в интересный период в европейском искусстве, когда реализм активно вытеснял романтизм. Привычные «идеальные» изображения уже не были так необходимы, и в мир пришли реалистичные композиции, которые буквально фиксировали природу и окружение, её земные свойства и осязаемость мира. Попав в орбиту дюссельдорфской школы живописи, Шишкин лишь укрепил академическую систему, превращённую в канон.

«Очеловечивание» пейзажа именно тогда становилось тенденцией. Позже Шишкин отдаст дань стилю бидермейер, написав несколько сцен с горожанами на фоне природы. Итогом всего путешествия за границу стала картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа».

Подвижная, словно «пульсирующая» симфония природы на картине прорезается органным звуком солнечных лучей, пробивающихся сквозь мягкие грозовые тучи. Здесь зритель почувствует и толику романтизма, заключённую в панорамном обозрении, таком взволнованном и чарующем, словно говорящем о монументальности и значительности этого места и природы в принципе. Передний план привлекает внимание чёткими деталями, разбросанными по всей широте картины. Эта работа стала одной из знаковых в творчестве Шишкина и помогла его триумфальному возвращению в Россию в июне 1865 года.

Пока художник коротал время в Елабуге, в Петербурге коллекционер Н.Д. Быков продвигал это полотно в Академии, с просьбой удостоить художника звания академика. 12 сентября Шишкин получил высокое звание. В 1867 году картина отправилась на Всемирную выставку в Париже, где представляла русское искусство наряду с именитыми художниками Айвазовским, Лагорио, Боголюбовым.

В 1865 году Шишкин окончательно перебрался в Петербург, активно войдя в его художественную жизнь. Он много работал над картинами и эскизами, принимал участие в нескольких художественных обществах, знакомился с другими живописцами. Один из них, Фёдор Васильев, знакомит его с сестрой, Евгенией Александровной, которая вскоре становится его женой. В их семье родились трое детей.

В этот период Шишкин много работает в разных живописных уголках, создавая новые этюды, выявляя особенности пейзажа различной местности, покоряя новые горизонты.

Важной картиной в тот период стала «Рубка леса», она буквально обозначила существенное направление в его творчестве. Именно в ней отчетливо проявляется аналитический метод пейзажных работ Шишкина, его документальный подход к изображению пейзажа. Главный «герой» картины – хвойный северный лес. Художник акцентирует внимание на срезах и спилах деревьев, придавая картине буквально «документальную» манеру, философский и поэтический смысл.

Другой работой, ясно обозначившей место Ивана Ивановича Шишкина в плеяде русских пейзажистов, стала картина «Полдень. В окрестностях Москвы». Полная харизмы композиция открывает панораму Подмосковья. Всё в этой картине характерно для русского пейзажа, а сама земля, вьющейся дорогой, словно укрытой высоким небом, отражает состояние покоя и счастья.

В 1870-х годах жизнь художника кардинально меняется. В 1871 году создано Товарищество передвижных художественных выставок, что способствовало более целенаправленной организации художественной жизни. Среди «передвижников» были друзья и знакомые Шишкина, товарищи по духу и профессии, что играло ещё большую роль в его творческом развитии. Передвижники сформировали национальную школу искусства, которая не сводилась только к русской сюжетике, а имело особую, национальную специфику понимания. Это привело к тому, что Русская школа искусства заняла особое место среди национальных искусств Европы.

Всё казалось благополучным, пока в жизнь Шишкина не пришла трагедия: друг за другом умерли его товарищ Фёдор Васильев, жена художника Евгения Александровна, отец Иван Васильевич, сыновья Владимир и Константин. От депрессии его спасла любимая живопись. В то же время он знакомится с Иваном Крамским, который становится для него взыскательным критиком и добрым другом.

Вместе с Крамским и другими товарищами-передвижниками он часто выезжает на натурную живопись, посещает новые живописные уголки, активно и плодотворно пишет множество этюдов. Крамской тогда говорил: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, по два, по три этюда в день катает, да каких сложных и совершенно оканчивает! И когда он перед натурой, …то точно в своей стихии, тут он смел и ловок, не задумывается, тут он всё знает».

Одной из самых известных картин Шишкина стала «Рожь», созданная в 1878 году. Она буквально названа символом России. Картину отличает равновесие цветовых масс, композиционных опор и рисунка. Но главное – это ритм огромных сосен, уходящих в условной перспективе вдаль, куда устремляется и дорога, отороченная сочной зеленью травы.

На картине «Рожь», как и на многих других, созданных позже, среди густых величественных сосен зритель может заметить одну иссохшую, лысую, тоскливую. По всем предположениям, именно с ней Шишкин отождествлял себя после всех печальных событий в его жизни. Такие «мертвые» деревья присутствуют на многих работах: «Лесные дали», «Болото. Полесье» и других.

Продолжением величественной «Ржи» стала картина «Среди долины ровныя…», завершённая в 1883 году и созданная по мотивам одноименного стихотворения Алексея Мерзлякова. Она не совсем соответствует шишкинской тематике и отмечена большим романтизмом. Шишкин, изображавший по большей части леса, оставляет только одно единственное дерево. Чувствуется, что эта картина скорее сочинена, чем воспроизведена с натуры, как обычно поступал Шишкин.

В 1880-1890 годах Иван Иванович всё больше обращается к величию российских лесных просторов и пишет множество прекрасных пейзажей. В тот период были созданы еловые и сосновые композиции, которые сейчас украшают стены Третьяковской галереи, Киевского музея и множества региональных галерей.

Самой знаменитой картиной Шишкина, несомненно, является «Утро в сосновом лесу». Присутствие медведей придало ей некоторый сусальный оттенок, вызвавший впоследствии иронию критиков. Здесь природа рассматривается не в виде красивого сюжета, а как беспредельная жизнь земного мира, где физическая плоть одухотворена невидимым присутствием самого автора картины.

Искусствоведы выяснили, что идея картины принадлежала Константину Савицкому, который изобразил и семейство медведей, резвящихся на шишкинском пейзаже. На полотне стояли две подписи, но, покупая картину, Павел Третьяков попросил убрать фамилию Савицкого. И всё же Шишкин отдал четверть её стоимости товарищу. Сейчас «Утро в сосновом лесу» знакомо всем, от мала до велика, и даже тем, кто абсолютно не увлекается искусством. Это связано с конфетами «Мишка косолапый», на обёртке которых по сей день печатается работа Шишкина.

Последней масштабной работой художника стала «Корабельная роща», выделяющаяся своей монументальностью. Статичность этой композиции и однообразие цветовой гаммы искупаются подвижными бликами и скользящими тенями, придающими изображению живую игру светотени.

Ивана Ивановича Шишкина не стало 20 марта 1898 года. Как истинный художник, он скончался за работой, приступая к созданию нового масштабного полотна.

На протяжении всего творческого пути Шишкин только укрепил своё искреннее убеждение в том, что нет ничего прекрасней подлинных мотивов природы, не нуждающихся в приукрашивании, в идеализации, в искусственной эффектности построения. Объективность стала первоосновой его зрелого творчества.

 

 

составитель Компаниец М. В.

библиотекарь первой категории

отдела литературы по искусству

 

Список литературы:

Манин, В. С. Шедевры русской живописи : энциклопедия мирового искусства / В. С. Манин. – Москва : Белый Город, 2000. – 400 с. : ил.

Иван Иванович Шишкин : альбом / вступительная статья О. В. Круглова. – Москва : Изобразительное искусство, 1976. – 46 с. : ил.

Иван Иванович Шишкин : альбом / автор-составитель Н. Н. Новоуспенский. – Ленинград : Художник РСФСР, 1990. – 24 с. : ил.

Иван Шишкин : история жизненного пути, творческое наследие / автор текста А. А. Сергеев. – Москва. : Белый город, 2004. – 304 с. : ил.

Мамонтова, Н. Н. Иван Шишкин, 1832-1898 / Н. Н. Мамонтова. – Москва : Арт-Родник, 2010. – 96 с. : ил.

Шишкин : альбом / автор-составитель И. Н. Шувалова. – Ленинград : Аврора, 1971. – 184 с. : ил.

Манин, В. С. Иван Шишкин / В. С. Манин. – Москва : Слово, 1996. – 96 с. : ил.

Шувалова, И. Н. Иван Шишкин / И. Н. Шувалова. – Москва : Арт-Родник, 2001. – 72 с. : ил.

Иван Шишкин : альбом / текст В. Манин. – Москва : Белый город, 2004. – 64 с. : цв. ил.