Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Великие философы России. С.Н. Булгаков

К 150-летию со дня рождения (16 июня)

 

История философии есть трагедия. Это – повесть о повторяющихся падениях Икара и о новых его взлетах… Философ не может не лететь, он должен подняться в эфир, но его крылья неизбежно растаивают от солнечной жары, и он падает и разбивается. Однако при этом взлете он нечто видит и об этом видении и рассказывает в своей философии.

                                   С.Н. Булгаков

Сергей Николаевич Булгаков – ключевая фигура в истории отечественной общественно-политической и философской мысли. Время, на которое приходится его жизнь и творчество, характеризуется беспрецедентными событиями в жизни страны. Своеобразной творческой реакцией на них и явилась интеллектуальная деятельность Булгакова, зафиксировавшего в своем наследии все те вопросы и проблемы, над которыми размышляло русское общество в конце XIX – первой половине XX вв. Противоречивость культурной ситуации той эпохи обусловила и неоднозначность его идейного наследия.

Составители сборника "С.Н. Булгаков: Религиозно-философский путь" (Москва, 2003) отмечают, что многих пугает в Булгакове его свобода, его дерзновение, позволявшее ему собеседовать на равных не только с Платоном и Спинозой, Кантом и Фихте, но и с отцами церкви – Афанасием Великим, Григорием Нисским, Григорием Паламой. Многие пытались оспорить право философа и богослова не только смиренно излагать учения "великих", но и самому вторгаться в их спор. Да много ли было в русской философии и богословии мыслителей, которые так свободно чувствовали себя на этом интеллектуальном "пире"  великих собеседников? Доктрины Булгакова могут быть догматически уязвимы и оспариваемы, но надо помнить, что он был наследником не столько формы, сколько духа церковного Предания, без веяния которого невозможно никакое творческое богословие и никакая творческая философия.

Свою деятельность С.Н. Булгаков начал во второй половине 90-х годов XIX века. Получив воспитание в семье священника, Сергей окончил духовное училище, семинарию, а затем юридический факультет Московского университета. Еще во время учебы в духовной семинарии Булгаков пережил религиозный кризис, потерял веру и увлекся марксизмом. Духовный перелом в сторону религии произошел в нем в начале XX века. Сергей Николаевич переживает разочарование в марксизме, поскольку видит, что он не способен ответить на глубинные запросы человеческой личности и коренным образом изменить ее. Свою позицию в данном вопросе он высказал в работе "От марксизма к идеализму // Труды по социологии и теологии : в 2 т. Т. 1 (Москва, 1999), название которой говорит за себя. Булгаков возвращается к христианству зрелым человеком, пройдя искушение иными возможностями спасения.

В последующий период на первый план в деятельности философа выходит публицистика на актуальные общественные темы, а также такой аспект его творчества, как собственно философия мысли. Истории отечественной и зарубежной общественно-политической мысли Булгаков посвятил не одну работу. В книге "Избранное" (Москва, 2010) собраны главные работы философа на эту тему. Из их числа особенно выделяется курс лекций "История социальных учений в XIX веке", статьи "Первохристианство и новейший социализм", "Душа социализма", "Расизм и христианство" и др. Эти работы важны как для полноты характеристики идейного наследия Булгакова, так и для  понимания логики эволюции его воззрений. Рассматривая через призму истории социальной и философской мысли вопросы содержания, направленности, движущих сил и форм общественного развития, Булгаков уточнял собственный теоретический инструмент, посредством которого находил подходы к решению конкретных социально-политических вопросов.

В 1910 году С. Булгаков знакомится и сближается с выдающимся священником и ученым своего времени – отцом Павлом Флоренским, которого за многосторонность интересов и уникальность открытий называли русским Леонардо да Винчи. Отец Павел сыграл значительную роль в формировании богословского мировоззрения С. Булгакова. В 1917 году Сергей Николаевич пишет книгу "Свет Невечерний" (Москва, 1994), которая, вне всяких сомнений, является главным философским трудом Булгакова. Эта работа, по словам автора, представляет собой род духовной автобиографии или исповеди. В книге Булгаков систематически изложил свое религиозное миропонимание и впервые излагает основы своего богословского учения – софиологии. По этому учению София (от греческого Мудрость) есть "живая связь между Богом и миром".

После выхода "Света Невечернего" философский идеализм Булгакова окончательно оформился в служение православию, что и было закреплено рукоположением Сергея Николаевича в 1918 году сначала во дьякона, а через несколько дней во пресвитера. Показательно, что в своих последующих работах – "Философия имени" (Санкт-Петербург, 1999) и "Философия трагедии", написанных в Крыму, куда Булгаков выехал летом 1918 года, он обратился уже к внутренним границам философского знания. Булгаков рассматривает здесь познавательные возможности философии, роль языка в философии, слово и имя. Пересматривая прежний взгляд на соотношение философии и христианской догматики, утверждает, что христианское  вероучение может быть выражено без искажения только в форме догматического богословия.

Расставание с философией совпало по времени с расставанием с Родиной: в 1922 году имя Булгакова было включено в список русских философов, ученых и общественных деятелей, подлежащих изгнанию за границу. Высланный на знаменитом "философском пароходе" из страны, поле недолгого пребывания в Константинополе Булгаков обосновался сначала в Праге, а затем в Париже, где расцвело его богословское творчество. На эмигрантские годы приходится оформление воззрений Булгакова в законченную богословскую систему – софиологию, нашедшую свое отражение в "малой" и "большой" богословских трилогиях. В них отец Сергий раскрывает свое учение о богочеловечестве.

Философские, богословские, социологические, политико-экономические идеи С. Булгакова и сегодня продолжают вызывать большой интерес и в то же время острые споры как в России, так и за рубежом. В издании "Сергей Николаевич Булгаков" (Москва, 2020), собраны статьи современных философов, религиоведов, литературоведов, в которых актуализируется интеллектуальное наследие С. Булгакова, проделавшего впечатляющий путь от "легального" марксиста к священнику и богослову в "русском Париже".

Хочется надеяться, что представленная выставка даст нашим читателям объемное представление о темах творчества Сергея Николаевича Булгакова, основных философских и богословским идеях, а также о направлениях современных исследований его творчества, что, однако, не отменяет, а скорее, предполагает необходимость обращения к его текстам.

 

Материал подготовила

Л.В. Баскакова,

и.о. зав. отделом городского абонемента