Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Игорь Грабарь. Художник, искусствовед, реставратор. К 150-летию со дня рождения (25 марта)

Как не мог я жить без искусства, так не мог дня прожить без труда, помня всю жизнь правило, по которому лучший отдых – есть перемена работы.

С именем Игоря Эммануиловича Грабаря связаны многие страницы истории искусства. Замечательный художник, исследователь, выдающийся  реставратор, организатор Общества по охране памятников прошлого, музейный деятель – это далеко не полный перечень видов деятельности, в которых Грабарь проявил свой талант.

Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште. В 1876 году его семья переехала в Россию и обосновалась в Егорьевске Рязанской губернии.

Увлеченность искусством проявилась у Грабаря ещё в ученические годы. Он подрабатывал иллюстратором в журнале "Нива" и писал отзывы о художественных выставках. Точно решив для себя, что именно с живописью хочет связать свою жизнь, в 1894 году он поступил в Императорскую Академию, где занимался у Ильи Репина.

Некоторое время Грабарь провел в Мюнхене, где учился и работал с Антоном Ажбе. Сразу после возвращения в Россию живописец начал активно выставляться с участниками творческого объединения "Мир искусства" и других объединений. Его работы тепло встречались критиками и быстро находили покупателей. Вскоре пришла и международная известность.

В начале 1900-х Грабарь увлекся импрессионизмом и постимпрессионизмом. Следование этим течениям особенно заметно в его зимних пейзажах "Февральская лазурь", "Мартовский снег", «Иней» (1905).

Сам художник называл "Февральскую лазурь" главной картиной в своем творчестве. Она стала новым словом в русской пейзажной живописи после Исаака Левитана. Идею для неё подсказала сама природа во время прогулки в лесу. Он засмотрелся на березу и выронил палку, наклонился за ней и случайно поднял глаза вверх. В книге «Моя жизнь» Грабарь так писал об этом случае:

"Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывавшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба… Я тотчас же побежал за небольшим холстом и в один сеанс набросал с натуры эскиз будущей картины."

Центром картины "Мартовский снег" является девушка с коромыслом, однако изначально её там не было. Художник нацеленно писал чистый пейзаж, однако проходившая мимо незнакомка так вдохновила его, что он попросил её задержаться на 10 минут, чтобы вписать её в свое полотно.

Игорь Эммануилович часто говорил, что с окончанием зимы жанр пейзажа для него терял свою привлекательность. Тогда он начинал писать натюрморты. Он создавал их, чтобы поддерживать свои живописные навыки во время периода большой общественной работы.

В Дугине, где находилась усадьба Грабаря, круглый год в саду и оранжерее росли цветы, и среди натюрмортов 1910-х годов в творчестве Грабаря стали преобладать цветочные — он создал полотна «Хризантемы», «Неприбранный стол», «Дельфиниум».

«Яблоки» – один из особенных натюрмортов. В этой работе, как и в других натюрмортах Грабаря, чувствуется влияние французских импрессионистов. Однако здесь художник использовал всего четыре цвета, но смог составить из них широкую палитру.

В более поздних композициях он соединял разные фрукты и ткани, чтобы достичь более насыщенного колорита и безупречного сочетания ярких цветов, как в картинах «Яблоки и астры», «Груши на зеленой драпировке».

В 1930-е годы Игорь Грабарь создавал портреты известных людей: композитора Сергея Прокофьева, поэта Корнея Чуковского, академиков Сергея Чаплыгина и Владимира Вернадского и других.

Портрет "Светлана" был написан за один день и стал очень популярным. Кто изображен на нем — неизвестно. Долго ходили слухи, что героиня — дочь Сталина, но они не подтвердились, хоть и добавили ажиотажа вокруг картины.

Монументальный труд «История русского искусства» под редакцией И.Э. Грабаря стал важным этапом в отечественном искусствоведении. Первый его выпуск вышел в 1908 году, всего же до 1915 года было выпущено восемь томов. Книги успешно публиковались, но издание многотомника было прервано: во время Первой мировой войны издательство Кнебеля разгромили, многие стеклянные негативы были утрачены безвозвратно. После этого события художник несколько месяцев не мог работать.

В 1913 году Игорь Грабарь возглавил Третьяковскую галерею, директором которой работал до 1925 года. В своих письмах он говорил, что согласился на эту должность, чтобы изучать искусство художников не через стекло, «а вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей». Он провел масштабную перепланировку экспозиции музея. В основу новой экспозиции Грабарь положил новаторские для того времени принципы – монографический и исторический. Он составил и первый научный каталог галереи: под его руководством проверили и заново описали более четырех тысяч экспонатов.

В 30-х годах ХХ века активно проводились исторические экспедиции. В старинных монастырях и церквях были найдены уникальные иконы. Благодаря деятельности Игоря Эммануиловича они были восстановлены и исследованы. Грабарь стремился сделать реставрацию наукой, поэтому привлекал к этой работе физиков, химиков, микробиологов.

В поздние годы художник был директором музея-усадьбы «Абрамцево», руководил институтом имени В.И. Сурикова. В письме коллеге Грабарь писал: «Вы увидали бы, какой у меня с третьего этажа моей дачи русский простор открывается — просто дух захватывает. Все лето занимался живописью…» Он создавал пейзажи, обращался к излюбленной зимней теме в работах «Иней» (1952), «Зимний пейзаж».

Поздние годы жизни живописец провел на даче в Абрамцево. Умер он 16 мая 1960 года в возрасте 89 лет.

К 150-летию знаменитого советского деятеля искусств отдел литературы по искусству подготовил книжно-иллюстративную выставку "Игорь Грабарь: художник, искусствовед, реставратор".


Составитель

Компаниец М.В.

библиотекарь отдела литературы по искусству

 

Список литературы :

Игорь Грабарь = Igor Grabar : альбом / авт.-сост. В.Г. Азаркович, Н.В. Егорова. – Ленинград : Аврора, 1977. – 24 с. : ил.

Игорь Грабарь : альбом / авт. текста Н. Мамонтова. – Москва : Белый Город, 2001. – 48 с. : ил.

Грабарь, И.Э. Искусство в плену / И.Э. Грабарь ; предисл. В.С. Кеменова. – Ленинград : Художник РСФСР, 1971. – 142 с. : ил.

Грабарь, И.Э. Письма, 1891-1917 / И.Э. Грабарь ; сост. и авт. коммент. Л.В. Андреева, Т.П. Каждан ; АН СССР, ин-т Истории искусств м-ва культуры СССР. – Москва : Наука, 1974. – 472 с. : ил.

История Русского искусства : в 13. т. / АН СССР, ин-т Истории искусств м-ва культуры СССР. – Москва : Наука, 1953.

Грабарь, И.Э. Моя жизнь : автомонография; этюды о художниках / И.Э. Грабарь; сост. и вступ. ст. В.М. Володарского. – Москва : Республика, 2001. – 495 с.