Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Франциско Гойя – новаторство и гротеск. К 275-летию со дня рождения художника и гравёра (30 марта).

Франциско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – один из выдающихся представителей испанской школы живописи, воплотивший в своем искусстве трагическую судьбу и надежды своего народа, его бесчисленные страдания и нескончаемую жизненную силу.

Он родился на севере Испании 30 марта 1746 года. С 14 лет учился в Сарагосе, позже совершил путешествие в Италию, вернувшись, стал писать фрески в духе итальянского барокко, такие как росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар. Благодаря этой работе Гойя получил заслуженный и долгожданный успех. К тому же Франциско поступило большое количество заказов на гобелены.

В работе над серией гобеленов проявилось редкое живописное дарование Гойи. В основу его композиций положены сюжеты из народной жизни: игры, празднования, уличные сцены. Построенные на сочетании звучных насыщенных тонов, они реалистично передают настроение всеобщего беззаботного веселья. Согласно вкусам времени, Гойя идеализировал и совершенствовал фигуры персонажей.

Одной из лучших работ по праву считается картон к гобелену "Зонтик", представляющий собой простую жанровую сценку. На первом плане в изящной позе сидит прелестная девушка. Развернувшись и словно демонстрируя себя зрителю, она пленительно улыбается. Её юный спутник держит раскрытый зонтик, заслоняя им молодую особу от солнечных лучей. Вся композиция пронизана радостью и беззаботностью бытия. Сложным, практически фантастическим освещением, Гойя создает гармонично-музыкальный колорит, выстроенный на сочетании жёлтых, белых, голубых, розовых, зелёных и чёрных тонов.

Целый цикл гобеленов был посвящён народным забавам. Один из выдающихся – "Луг у "Сан-Исидро", посвящённый одноимённому празднику. В этой композиции исчезают все противоречия мод и социальных слоев, но здесь нет места для потасовок и эротических намеков. Этот эскиз должен был стать основой гобелена в комнате двух дочерей наследного принца, но он так и не был выполнен.

Параллельно с созданием эскизов гобеленов Гойя начинает работать в жанре портрета. Вскоре художник обосновался в Мадриде, где благодаря своему дару портретиста стал придворным живописцем.

Граф Флоридабланка был первым, кто заказал Гойе свой портрет. На картине он выглядит как истинный представитель старого мира – в парике и кружевном жабо.  Если посмотреть на рядом стоящих людей, можно увидеть и самого Гойю. Свой автопортрет он написал в профиль, слева от графа.

В более поздних портретах, например, в портрете Гаспара Мельчора де Ховельяноса, заметен новый, более высокий уровень мастерства. Тело министра более живое, Гойя придаёт ему усталый взгляд и более спокойную позу. Цвета размеренны и спокойны.

Групповой портрет семьи Карлоса IV сравнивают с картиной Диего Веласкеса "Менины", и не зря. Работа Гойи, в которой он изобразил благородное семейство, также содержит автопортрет художника слева от 

центра. Но, в отличие от Веласкеса, Гойя располагает себя позади общего плана, в тумане.

Ходили слухи об их отношениях с герцогиней Альбой. Главными чертами характера первой грандессы Испании были гордость, надменность и своенравность. Именно такой её изображал Гойя на портретах: властной, горделивой женщиной.

Ближе к 1793 году художник всё чаще предаётся мрачным фантазиям, переживает душевный кризис, что приближает его к перелому, навсегда изменившему подход к живописи. Именно в это время он теряет слух.

В этот непростой период жизни он пишет очень трагичные, тёмные картины. К примеру, картина "Двор умалишённых", созданная в 1794 году. На фоне высоких стен безумные люди скалятся в сторону зрителя.

В это время в творчестве Франциско нарастают черты трагизма и рождается неприязнь к сформировавшимся в Испании основам. Всё уродство моральных, политических и духовных устоев живописец раскрывает в большой серии офортов "Капричос": 80 листов с комментариями, созданных в 1797-1798 годах.

Серия этих офортов открывается автопортретом художника. Гойя изобразил себя в парадной форме и черном цилиндре – подчеркивая свой статус королевского живописца. Выражение лица весьма печально, оно отражает волнение художника, который выставляет напоказ то, что сделано не по заказу, а по велению сердца и души.

Ключевым из этой серии стал лист 43 – "Сон разума рождает чудовищ". Он отражает состояние художника и всю суть серии "Капричос". Спящий герой – олицетворение человечества, а существа, летающие вокруг него – кошмары, преследующие людей на протяжении всей жизни. В этих существ Гойя вложил весь ужас своего времени – социальную несправедливость, политические проблемы, угнетение, заносчивость высших слоев общества и так далее.

Тема несчастливых взаимоотношений между мужчиной и женщиной возникает в офортах "Капричос" довольно часто. Как, например, на листах 14 ("Какая жертва!"), 75 ("Неужели никто нас не развяжет"), 25 ("Ведь он разбил кувшин"). Трагический гротеск "Капричос" – протест художника против мира зла и мракобесия, фанатизма и невежества масс, нравственных пороков общества.

Графические листы "Капричос" ошеломили современников, но Гойя продолжает писать и картины. В 1790-х – начале 1800-х годов случился расцвет его портретного творчества, в котором звучит тревожное чувство одиночества, мужественное противостояние и вызов окружающему, аромат тайны и скрытой чувственности, как в портретах “Маха одетая” и “Маха обнаженная” (все картины – Музей Прадо, Испания).

В начале 1790-х годов художника разбил паралич и настигла глухота. Он боролся с последствиями тяжелой болезни в своем загородном доме "Кинто дель Сондо" (Дом глухого), стены которого расписал маслом.

Созданные картины были очень смелыми и остро динамичными. Гойя использовал символико-мифические образы, в которых воплощал идеи противостояния прошлого и будущего, юности и ненасытной дряхлости. Одной из самых значимых стал "Сатурн, пожирающий свое дитя". В отличие от других изображений Сатурна (или Кроноса), где, несмотря на его сущность, его изображали мускулистым, статным мужчиной, Франциско Гойя представил его диким зверем. Его взгляд бешен и безумен, а его тело сухое, безжизненное и старое.

С 1824 года Гойя жил во Франции, где писал портреты друзей, осваивал технику литографии. Искусство Гойи повлияло на формирование многих художественных явлений XIX века. Его воздействие ощущается в творчестве Жерико, Делакруа, Домье, Эдуарда Мане. Влияние его творчества на живопись и графику имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до современности.

Отдел литературы по искусству представляет книжно-иллюстративную выставку, приуроченную к юбилею удивительного художника Франциско Гойи.



Составитель

Компаниец М.В.

библиотекарь отдела литературы по искусству

 

Список литературы:

Хаген, Р. Франциско Гойя : альбом / Р. Хаген. – Москва : Taschen: Арт-Родник, 2003. – 95 с.

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес, 1746-1828 / авт. текста М. Гордеева. – Москва : Директ-Медиа : Комсомольская правда, 2010. – 48 с. : ил.

Гойя / авт. текста и сост. И.С. Осипова. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 127 с. : ил.

Шикель, Р. Мир Гойи, 1746-1828 / Р. Шикель ; пер. с англ. Г. Бажановой. – Москва : Терра-Книжный клуб, 1998. – 192 с. : ил.

Гойя : "Капричос" : альбом / Ф.Х. Гойя ; пер. с исп. Э. Левинтова. – Москва : Искусство, 1969. – 164 с. : ил.