Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Франциско Гойя – новаторство и гротеск. К 275-летию со дня рождения художника и гравёра (30 марта).

Франциско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – один из выдающихся представителей испанской школы живописи, воплотивший в своем искусстве трагическую судьбу и надежды своего народа, его бесчисленные страдания и нескончаемую жизненную силу.

Он родился на севере Испании 30 марта 1746 года. С 14 лет учился в Сарагосе, позже совершил путешествие в Италию, вернувшись, стал писать фрески в духе итальянского барокко, такие как росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар. Благодаря этой работе Гойя получил заслуженный и долгожданный успех. К тому же Франциско поступило большое количество заказов на гобелены.

В работе над серией гобеленов проявилось редкое живописное дарование Гойи. В основу его композиций положены сюжеты из народной жизни: игры, празднования, уличные сцены. Построенные на сочетании звучных насыщенных тонов, они реалистично передают настроение всеобщего беззаботного веселья. Согласно вкусам времени, Гойя идеализировал и совершенствовал фигуры персонажей.

Одной из лучших работ по праву считается картон к гобелену "Зонтик", представляющий собой простую жанровую сценку. На первом плане в изящной позе сидит прелестная девушка. Развернувшись и словно демонстрируя себя зрителю, она пленительно улыбается. Её юный спутник держит раскрытый зонтик, заслоняя им молодую особу от солнечных лучей. Вся композиция пронизана радостью и беззаботностью бытия. Сложным, практически фантастическим освещением, Гойя создает гармонично-музыкальный колорит, выстроенный на сочетании жёлтых, белых, голубых, розовых, зелёных и чёрных тонов.

Целый цикл гобеленов был посвящён народным забавам. Один из выдающихся – "Луг у "Сан-Исидро", посвящённый одноимённому празднику. В этой композиции исчезают все противоречия мод и социальных слоев, но здесь нет места для потасовок и эротических намеков. Этот эскиз должен был стать основой гобелена в комнате двух дочерей наследного принца, но он так и не был выполнен.

Параллельно с созданием эскизов гобеленов Гойя начинает работать в жанре портрета. Вскоре художник обосновался в Мадриде, где благодаря своему дару портретиста стал придворным живописцем.

Граф Флоридабланка был первым, кто заказал Гойе свой портрет. На картине он выглядит как истинный представитель старого мира – в парике и кружевном жабо.  Если посмотреть на рядом стоящих людей, можно увидеть и самого Гойю. Свой автопортрет он написал в профиль, слева от графа.

В более поздних портретах, например, в портрете Гаспара Мельчора де Ховельяноса, заметен новый, более высокий уровень мастерства. Тело министра более живое, Гойя придаёт ему усталый взгляд и более спокойную позу. Цвета размеренны и спокойны.

Групповой портрет семьи Карлоса IV сравнивают с картиной Диего Веласкеса "Менины", и не зря. Работа Гойи, в которой он изобразил благородное семейство, также содержит автопортрет художника слева от 

центра. Но, в отличие от Веласкеса, Гойя располагает себя позади общего плана, в тумане.

Ходили слухи об их отношениях с герцогиней Альбой. Главными чертами характера первой грандессы Испании были гордость, надменность и своенравность. Именно такой её изображал Гойя на портретах: властной, горделивой женщиной.

Ближе к 1793 году художник всё чаще предаётся мрачным фантазиям, переживает душевный кризис, что приближает его к перелому, навсегда изменившему подход к живописи. Именно в это время он теряет слух.

В этот непростой период жизни он пишет очень трагичные, тёмные картины. К примеру, картина "Двор умалишённых", созданная в 1794 году. На фоне высоких стен безумные люди скалятся в сторону зрителя.

В это время в творчестве Франциско нарастают черты трагизма и рождается неприязнь к сформировавшимся в Испании основам. Всё уродство моральных, политических и духовных устоев живописец раскрывает в большой серии офортов "Капричос": 80 листов с комментариями, созданных в 1797-1798 годах.

Серия этих офортов открывается автопортретом художника. Гойя изобразил себя в парадной форме и черном цилиндре – подчеркивая свой статус королевского живописца. Выражение лица весьма печально, оно отражает волнение художника, который выставляет напоказ то, что сделано не по заказу, а по велению сердца и души.

Ключевым из этой серии стал лист 43 – "Сон разума рождает чудовищ". Он отражает состояние художника и всю суть серии "Капричос". Спящий герой – олицетворение человечества, а существа, летающие вокруг него – кошмары, преследующие людей на протяжении всей жизни. В этих существ Гойя вложил весь ужас своего времени – социальную несправедливость, политические проблемы, угнетение, заносчивость высших слоев общества и так далее.

Тема несчастливых взаимоотношений между мужчиной и женщиной возникает в офортах "Капричос" довольно часто. Как, например, на листах 14 ("Какая жертва!"), 75 ("Неужели никто нас не развяжет"), 25 ("Ведь он разбил кувшин"). Трагический гротеск "Капричос" – протест художника против мира зла и мракобесия, фанатизма и невежества масс, нравственных пороков общества.

Графические листы "Капричос" ошеломили современников, но Гойя продолжает писать и картины. В 1790-х – начале 1800-х годов случился расцвет его портретного творчества, в котором звучит тревожное чувство одиночества, мужественное противостояние и вызов окружающему, аромат тайны и скрытой чувственности, как в портретах “Маха одетая” и “Маха обнаженная” (все картины – Музей Прадо, Испания).

В начале 1790-х годов художника разбил паралич и настигла глухота. Он боролся с последствиями тяжелой болезни в своем загородном доме "Кинто дель Сондо" (Дом глухого), стены которого расписал маслом.

Созданные картины были очень смелыми и остро динамичными. Гойя использовал символико-мифические образы, в которых воплощал идеи противостояния прошлого и будущего, юности и ненасытной дряхлости. Одной из самых значимых стал "Сатурн, пожирающий свое дитя". В отличие от других изображений Сатурна (или Кроноса), где, несмотря на его сущность, его изображали мускулистым, статным мужчиной, Франциско Гойя представил его диким зверем. Его взгляд бешен и безумен, а его тело сухое, безжизненное и старое.

С 1824 года Гойя жил во Франции, где писал портреты друзей, осваивал технику литографии. Искусство Гойи повлияло на формирование многих художественных явлений XIX века. Его воздействие ощущается в творчестве Жерико, Делакруа, Домье, Эдуарда Мане. Влияние его творчества на живопись и графику имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до современности.

Отдел литературы по искусству представляет книжно-иллюстративную выставку, приуроченную к юбилею удивительного художника Франциско Гойи.



Составитель

Компаниец М.В.

библиотекарь отдела литературы по искусству

 

Список литературы:

Хаген, Р. Франциско Гойя : альбом / Р. Хаген. – Москва : Taschen: Арт-Родник, 2003. – 95 с.

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес, 1746-1828 / авт. текста М. Гордеева. – Москва : Директ-Медиа : Комсомольская правда, 2010. – 48 с. : ил.

Гойя / авт. текста и сост. И.С. Осипова. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 127 с. : ил.

Шикель, Р. Мир Гойи, 1746-1828 / Р. Шикель ; пер. с англ. Г. Бажановой. – Москва : Терра-Книжный клуб, 1998. – 192 с. : ил.

Гойя : "Капричос" : альбом / Ф.Х. Гойя ; пер. с исп. Э. Левинтова. – Москва : Искусство, 1969. – 164 с. : ил.