Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

"И льется музыка души из-под пера…"

 

Поэзия — это, наверное, одно из самых гениальных достижений человечества. Изливать свои чувства в стихотворной форме, запечатлевать в рифме свое мироощущение, мечтать о будущем и вспоминать прошлое, одновременно обращаясь к миллионам и оставаясь при этом наедине с собой, – на это способна только поэзия, величайшее из искусств, созданных человеком.

Первый День поэзии в России отмечался в Театре на Таганке. В этот день был показан поэтический спектакль, поставленный Юрием Любимовым вместе с поэтами Константином Кедровым и Андреем Вознесенским, главную роль в котором исполнил Валерий Золотухин. С тех пор Всемирный день поэзии ежегодно приходит к нам 21 марта, в день весеннего равноденствия.

На нашей планете не найти народа, который не знаком с поэзией. Разумеется, поэты обладают разной степенью таланта, но иногда рождаются гении, подобные Пушкину, которые дарят человечеству бессмертные произведения, веками занимающие воображение людей и заставляющие мыслить и чувствовать. Поэты остаются живыми свидетелями времени.

В тяжелейшие времена войн и революций, на созидательных и гибельных маршрутах строящейся новой жизни мысль о Родине, о ее прошлом и будущем составляла основу истинной русской поэзии, одухотворяла поэтическое слово и соединяла его с душой и судьбой народной. В книге "Дом и душа. Образ России в русской поэзии XX века" (Москва, 2010) образ России показан как средоточие идейных и художественных поисков русской поэзии. Временные рамки определены, с одной стороны, революционным потрясением 1917 года и Гражданской войной, с другой – победой русского оружия в Великой Отечественной войне и послевоенными десятилетиями. Перед читателем возникают фигуры выдающихся русских поэтов: А. Блока, А. Ахматовой, В. Маяковского, С. Есенина, И. Северянина, Н. Клюева, М. Исаковского.

Трудные, зачастую трагические судьбы выпали на долю большинства поэтесс, включенных в антологию "1001 поэтесса Серебряного века" (Москва, 2019), ставших не только свидетелями, но и непосредственными участниками грандиозных мировых событий XX века. Едва ли не о каждой из них можно было бы написать увлекательный роман, снять кинофильм. Вот только сейчас, спустя столетие, восстановить биографии многих из них очень и очень сложно. Остается надеяться, что антология станет достойным венком всем им: талантливым и не очень, знаменитым и безвестным, даже тем, от кого остались всего-навсего яркий псевдоним, курьезная строчка, пожелтевшая фотография… Главная идея книги – не только собрать под одной обложкой звезд первой величины Серебряного века, но и представить как можно подробнее поэтический фон рассматриваемой эпохи.

Известный английский журналист Александр Верт, который почти всю войну провел в Советском Союзе, в книге "Россия в войне 1941 —1945 гг." свидетельствовал: " Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый". Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым. Трагический отсвет лежит на страницах стихотворений поэтов, павших на фронтах Великой Отечественной войны. В антологию "Президентская историческая библиотека. 1941-1945. Победа. III. Поэзия" (Москва, 2020) вошли стихи А. Суркова, Е. Долматовского, М. Исаковского, С. Иванова, С. Щипачева, В. Инбер, Б. Пастернака, М. Алигер, К. Симонова, М. Светлова, П. Антокольского, А. Твардовского и других поэтов, созданные в годы войны, отмеченные знаком суровой правды жизни, правдой человеческих чувств и переживаний. "Запомни: все это Россия, которую топчут враги", – звучит в одном из стихотворений той стальной поры. Вот вокруг такого осознания все и собиралось, все этим осознанием и направлялось. Существовала огромная страна, подвергшаяся вражескому нашествию, и именно в этом ключ к пониманию происходившего с народом в 1941-1945 годах. Все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы – нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет.

Вполне понятная и необходимая в военное время стихотворная пропаганда, рифмованная публицистика сочеталась с произведениями совершенно иного склада – подлинно лирическими, подлинно человеческими. Песня "Бьется в тесной печурке огонь…", ее еще называют "В землянке", стала всенародно известной и любимой, она, как водится в таких случаях, известна большинству без имени автора. А ведь поэт Алексей Сурков даже не предназначал для печати стихотворение, на основе которого бессмертная песня сложилась. В тяжелейшие начальные месяцы войны написал его поэт для своей жены и отправил, как положено, домой… И только со временем шедевр стал достоянием миллионов.

Поэзия, песня живет своей таинственной жизнью, но не произвольной, а питаемой чувствами тех тысяч и миллионов, которым стихи и песни оказываются насущно необходимыми. Идя своими нехожеными прежде тропами, эта поэзия неизменно выводила своих читателей к сокровищнице вечных ценностей отчего края, ценностей, где главенствуют неизъяснимая в своем величии душа народа, судьбы каждого соотечественника и неподкупная честь поэта. И в этом залог художественной вечности наших военных стихов.

Как правило, новая историко-литературная фаза начинается с активизации лирики. Лирика становится "формой времени" в пору сдвигов и перемен, когда еще нет ничего устоявшегося, и поэзия с ее обостренной чуткостью улавливает эти перемены. В разделе "Лирический "взрыв" и поэзия "шестидесятников" книги Н.Л. Лейдермана "Русская литература XX века (1950-1990-е годы) (Москва, 2008) рассматривается поэзия периода "оттепели". В начале "оттепели" наиболее популярны были стихи Евгения Евтушенко, Роберта Рожественского, Андрея Вознесенского. Они-то и стали лидерами той поэтической группы, которую станут называть "шестидесятниками", потому что наиболее остро восприняли весенние перемены, витавшие в воздухе страны, и выразили их. Уже на исходе этой эпохи, подводя своего рода промежуточные итоги, Евтушенко писал:


И голосом ломавшимся моим

Ломавшееся время закричало.

И время было мной,

И я был им, и что за важность,

Кто кем был сначала.


С поэзией тесно связан жанр авторской песни, поднятый на художественную высоту талантливыми и популярными поэтами. "Песни русских поэтов" – наверное, так можно было бы назвать сборник "Авторская песня" (Москва, 2004), объединяющий стихи, которые поют барды. Антология рассчитана на читателя, который хотя бы немного знаком с авторской песней и хочет больше узнать о ней. Если у вас есть любимые барды, вы наверняка их здесь найдете. Хорошо бы вслед за радостью встречи испытать чувство здорового любопытства: "Как!? Неужели и это поется? Вот новость. Надо отыскать и послушать!".

Задачей составителей было дать звучащую поэзию в ее прекрасной полноте, уделить сегодняшнему дню не меньше внимания, чем вчерашнему. В книге показано, как скромное течение незаметно превратилось в неотъемлемую часть национальной культуры. Антология призвана продемонстрировать высокие художественные достоинства русской поющейся поэзии. В издание включены песни на стихи Беллы Ахмадулиной, Анны Ахматовой, Иосифа Бродского, Юрия Визбора, Владимира Высоцкого, Александра Галича, Риммы Казаковой, Новеллы Матвеевой, Булата Окуджавы, Арсения Тарковского, Вероники Тушновой, Марины Цветаевой, Геннадия Шпаликова и многих других.

Полезным для изучающих и интересующихся историей отечественной поэзии представляется и справочное издание "Русские поэты XX века. Собрание биографий" (Челябинск, 2001). Оно включает 90 статей о русских, в том числе и советских, поэтах XX века. Основой для очерков послужили как хрестоматийные, так и малоизвестные факты из жизни русских стихотворцев, автобиографии, свидетельства современников. Собрание биографий может стать универсальным проводником по лабиринту русской поэзии XX века, по ее прошлому и недавней истории. В книге сделана попытка очеловечить литературные течения завершенного столетия русской поэзии, представив читателю реальную жизнь замечательных поэтов.

“Поэзия – это не "лучшие слова в лучшем порядке", это высшая форма существования языка“, – писал И. Бродский. С ним нельзя не согласиться. Каждый поэт создает свою вселенную. Он будит наши чувства, заставляет нас мечтать, томиться, переживать, чувствовать себя живыми.

 



Информацию подготовила

 И.В. Пономарева,

 библиотекарь читального зала

                                                         

Библиографический список:

 

1. 1001 поэтесса Серебряного века : антология : в 3 т. Т. I / сост., подготовка текста, вступит. статья В. Кудрявцева. – Москва : Престиж Бук, 2019. – 734 с. – (Серия "Золотой Серебряный век").

2. 1001 поэтесса Серебряного века : антология : в 3 т. Т. II / сост., подготовка текста, вступит. статья В. Кудрявцева. – Москва : Престиж Бук, 2019. – 688 с. – (Золотой Серебряный век).

3. 1001 поэтесса Серебряного века : антология : в 3 т. Т. III / сост., подготовка текста, вступит. статья В. Кудрявцева. – Москва : Престиж Бук, 2019. – 704 с. – (Золотой Серебряный век).

4. Авторская песня : Антология / сост. Д. Сухарев. – Екатеринбург : У-Фактория, 2004. – 1024 с.

5. Дом и душа. Образ России в русской поэзии XX века / отв. ред. А.И. Чагин. – Москва : ИМЛИ РАН, 2010. – 432 с.

6. Лейдерман, Н.Л. Русская литература XX века (1950-1990-е годы) : в 2 т. Т. 1. 1953-1968 / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. – Москва : Издательский центр "Академия", 2008. – 416 с.

7. Президентская историческая библиотека. 1941-1945. Победа. III. Поэзия / сост., вступит. статья С.Ф. Дмитриенко, биографические справки С.Ф. Дмитриенко и Р.Р. Кожухарова. – Москва : Эксмо, 2020. – 560 с.

8. Русские поэты XX века : Собрание биографий / М.Б. Богуславский, М.В. Загидулина, А.А. Иванова и др. – Челябинск : Урал, 2001. – 426 с.