Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
Роль и значение прокуратуры как правоохранительного органа в современной России
История российской прокуратуры начинается с создания Петром I "Ока Государева" Указом от 12 января 1722 г. В дальнейшем прокуратура переживала разные времена, менялась ее структура и компетенция прокурорских работников, а также степень влияния на состояние законности в государстве. В XXI в. в целях обеспечения законности круг средств прокурорского воздействия расширился, что обусловлено развитием общества и постиндустриального формата государства. В статье И.Д. Мальцагова "Становление и развитие прокуратуры и института прокурорского надзора в России" (Закон и право. 2018. № 3. С. 94-96) выявлены предпосылки зарождения прокуратуры в Российском государстве, определена структура дореволюционного прокурорского надзора, раскрыты особенности развития отечественной прокуратуры в советский период. Сделан вывод о важнейшем значении прокуратуры в системе правоохранительных органов России, а также значении законодательных актов, касавшихся данного надзорного органа. На страницах периодической печати прокуратуре отводят особое место в системе правоохранительных органов, отмечая ее первостепенную функцию – правозащитную деятельность. Так, К.Н. Карпов в статье "Цели, задачи и объекты прокурорской деятельности" (Закон и право. 2018. № 12. С. 135-138) исследовал наиболее спорные в юридической науке теоретические положения о целях, задачах и объектах прокурорского надзора, раскрыл различные взгляды на данные положения. Автор сделал аргументированный вывод о сути прокурорской деятельности и сформулировал теоретические понятия "задачи прокурорского надзора" и "объекты прокурорского надзора". В статье "Юридическая характеристика основных функций прокуратуры Российской Федерации" Д.Ю. Паршунин (Закон и право. 2020. № 1. С. 140-146) рассмотрел ключевые функции прокуратуры, такие как надзор за соблюдением законов, судебное рассмотрение дел, уголовное преследование, координация деятельности, участие в правотворческой деятельности, административное преследование, международное сотрудничество. Особое внимание автор уделил правозащитной функции прокуратуры, которая рассматривается через ее назначение, состоящее не только в восстановлении нарушенных прав и свобод человека, но и в обеспечении соответствия деятельности органов государственной власти и иных инстанций тем стандартам в области защиты, которые закреплены в Конституции Российской Федерации и иных законах. В статье "Анализ состояния законности как деятельность органов прокуратуры" Л.Л. Леонтьев (Законность. 2020. № 10. С. 14-18) анализирует понятие законности, рассматривает проблемы правоприменительной практики при осуществлении прокурором анализа состояния законности и предлагает пути решения имеющихся проблем. Новая функция прокуратуры – законодательная. К.С. Иналкаева в своей публикации "Участие прокуратуры в законодательной деятельности" (Современное право. 2019. № 11. С. 37-41) исследует вопросы участия прокуратуры в законодательном процессе, ее деятельность по устранению противоречий в законодательстве путем вынесения протестов и представлений на законы субъектов Российской Федерации в законодательный орган. Автор констатирует, что участие прокурора в законодательном процессе положительным образом влияет на качество принимаемых законов, стабильность правовой системы, уровень правовой защищенности граждан. Информационные технологии прочно вошли во все сферы общественной жизни. Взаимодействие прокуратуры с гражданами не стало исключением, однако на практике возникает немало проблем. С.Г. Бывальцева в статье "Обеспечение реализации конституционного права граждан на обращение органами прокуратуры: проблемы правового регулирования" (Конституционное и муниципальное право. 2020. № 4. С. 31-35) поднимает проблемы, с которыми сталкиваются органы прокуратуры при осуществлении деятельности по обеспечению права граждан на обращение. Отмечается, что наиболее часто эти проблемы связаны с неурегулированностью вопросов порядка подачи и рассмотрения обращения, что приводит к противоречивой практике правового регулирования данного вопроса в деятельности различных государственных органов и существенно затрудняет реализацию гражданами права на обращение. По результатам анализа действующего законодательства, прокурорской и судебной практики автор приходит к выводу, что необходимо реформирование законодательства об обращениях граждан, в связи с чем в статье предложены конкретные рекомендации по его совершенствованию. В статье "Взаимодействие прокуроров с гражданами через портал Госуслуг" М. Шакирьянов (Законность. 2020. № 11. С. 16-19) рассматривает теоретические и практические аспекты проблем, связанных с реализацией гражданами права на обращения электронным способом в органы прокуратуры с жалобами на нарушения закона. Еще одну проблему поднимает Ф.Г. Мышко в работе "Использование электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в органах прокуратуры Российской Федерации" (Закон и право. 2019. № 4. С. 154-156). Автор утверждает, что деятельность прокуратуры должна соответствовать задачам, поставленным президентом, а именно скорейшему внедрению в деятельность государственных органов цифровых технологий. А также обосновывает необходимость принятия нормативного правового акта, которым будут урегулированы вопросы получения, использования электронных цифровых подписей в органах и организациях прокуратуры. Сотрудниками центра правовой информации и электронных ресурсов подготовлен библиографический список публикаций по данной теме. Все перечисленные материалы предоставляются в центре как в печатном, так и в электронном виде.
Роль и значение прокуратуры как правоохранительного органа в современной России
Библиографический список
1. Азизов, Дж. Г. Уголовно-процессуальная функция обвинения и ее реализация в деятельности военного прокурора / Дж. Г. Азизов // Государство и право. – 2020. – № 5. – С. 153–158. 2. Амирбеков, К.И. Взаимодействие прокуратуры Российской Федерации с институтами власти и общества / К.И. Амирбеков // Российская юстиция. – 2018. – № 8. – С. 4–7. 3. Артеменков, В.К. Феномен нормативного правового акта Генеральной прокуратуры РФ в законодательстве и судебной практике / В.К. Артеменков // Законность. – 2020. – № 1. – С. 9–12. 4. Белов, С.Д. Цифровизация прокурорского надзора и вопросы взаимодействия органов прокуратуры с правоохранительными и контрольно-надзорными органами / С.Д. Белов // Законность. – 2018. – № 8. – С. 3– 6. 5. Бондарь, Е.О. О проблемах законодательного урегулирования компетенции органов прокуратуры / Е.О. Бондарь, А.Г. Андреев // Вестник Московского университета МВД России. – 2018. – № 2. – С. 127–130. 6. Бывальцева, С.Г. Защита органами прокуратуры права граждан на обращение в форме электронного документа / С.Г. Бывальцева // Законность. – 2019. – № 12. – С. 25–30. 7. Бывальцева, С.Г. Обеспечение реализации конституционного права граждан на обращение органами прокуратуры: проблемы правового регулирования / С.Г. Бывальцева // Конституционное и муниципальное право. – 2020. – № 4. – С. 31–35. 8. Бывальцева, С.Г. Рассмотрение органами прокуратуры и иными государственными органами обращений граждан, поданных на иностранном языке и языке народов Российской Федерации / С.Г. Бывальцева, М.М. Черепанов // Законность. – 2020. – № 7. – С. 27–31. 9. Гасанов, Т.Ф. Отдельные аспекты прокурорского надзора за органами дознания / Т.Ф. Гасанов // Закон и право. – 2019. – № 9. – С. 143–144. 10. Дегтярев, С.Л. Взаимодействие юридического вуза и органов прокуратуры при организации работы юридической клиники / С.Л. Дегтярев, П.Г. Решетников // Вестник гражданского процесса. – 2020. – № 1. – С. 51–58. 11. Демичев А.А. Природоохранная деятельность органов прокуратуры / А.А. Демичев // Экологическое право. – 2018. – № 3. – С. 17–19. 12. Елькина, А.В. Правовое обеспечение организации работы прокуратуры закрытого административно-территориального образования / А.В. Елькина, А.А. Тювин // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – № 1. – С. 161–167. 13. Ильина, О.В. Особенности реализации надзорных функций прокуратуры в сфере противодействия коррупции / О.В. Ильина // Российская юстиция. – 2019. – № 2. – С. 61–63. 14. Иналкаева, К.С. Участие прокуратуры в законодательной деятельности / К.С. Иналкаева // Современное право. – 2019. – № 11. – С. 37–41. 15. Карпов, К.Н. К вопросу об оптимизации функции участия прокурора в судопроизводстве / К.Н. Карпов // Закон и право. – 2019. – № 11. – С. 147–149. 16. Карпов, К.Н. Цели, задачи и объекты прокурорской деятельности / К.Н. Карпов // Закон и право. – 2018. – № 12. – С. 135–138. 17. Карташова, А.Г. Роль прокуратуры в законодательном урегулировании криптовалюты / А.Г. Карташова, О.П. Копылова, С.В. Медведева // Безопасность бизнеса. – 2018. – № 6. – С. 12–15. 18. Княжиченко, К.Ю. Совершенствование конституционно-правового регулирования судебной власти и прокуратуры в Российской Федерации / К.Ю. Княжиченко // "Черные дыры" в Российском законодательстве. – 2018. – № 1. – С. 55–56. 19. Козлова, Н.С. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд / Н.С. Козлова // Закон и право. – 2018. – № 2. – С. 129–131. 20. Коломоец, И.И. Особенности реализации надзорной функции прокуратуры за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия / И.И. Коломоец // Закон и право. – 2018. – № 2. – С. 125–128. 21. Королев, И.А. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью – вопрос законодательного разграничения / И.А. Королев // Закон и право. – 2019. – № 6. – С. 150–152. 22. Крошкин, К.В. Предмет деятельности органов прокуратуры по профилактике правонарушений / К.В. Крошкин // Законность. – 2018. – № 3. – С. 37–41. 23. Курышов, И.С. К вопросу о формировании кадрового резерва для выдвижения на руководящие должности в органах прокуратуры Российской Федерации / И.С. Курышов // Закон и право. – 2018. – № 11. – С. 128-131. 24. Леонтьев, Л.Л. Анализ состояния законности как деятельность органов прокуратуры / Л.Л. Леонтьев // Законность. – 2020. – № 10. – С. 14–18. 25. Мальцагов, И.Д. Становление и развитие прокуратуры и института прокурорского надзора в России / И.Д. Мальцагов // Закон и право. – 2018. – № 3. – С. 94–96. 26. Мамыкин, А.С. К вопросу о роли Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ в укреплении законности и правопорядка в странах Содружества / А.С. Мамыкин // Закон и право. – 2018. – № 12. – С. 120–124. 27. Миронов, А.Л. О месте прокуратуры в системе правоохранительных органов Российской Федерации / А.Л. Миронов // Вестник Московского университета МВД России. – 2018. – № 5. – С. 190–192. 28. Мышко, Ф.Г. Использование электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в органах прокуратуры Российской Федерации / Ф.Г. Мышко, Е.Ю. Кудряшов // Закон и право. – 2019. – № 4. – С. 154–156. 29. Никитин, Е.Л. Типичные нарушения законодательства об оплате труда, выявляемые органами прокуратуры / Е.Л. Никитин, М.Н. Кустов // Трудовое право в России и за рубежом. – 2019. – № 3. – С. 38–41. 30. Отческая, Т.И. Обеспечение прокуратурой и судами свободы экономической деятельности / Т.И. Отческая // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2018. – № 6. – С. 70–74. 31. Паршунин, Д.Ю. Юридическая характеристика основных функций прокуратуры Российской Федерации / Д.Ю. Паршунин // Закон и право. – 2020. – № 1. – С. 140–146. 32. Патрушев, Н.А. О понятии прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность / Н.А. Патрушев // Закон и право. – 2019. – № 6. – С. 184–186. 33. Патрушев, Н.А. О сущности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность / Н.А. Патрушев // Закон и право. – 2019. – № 4. – С. 169–171. 34. Поляков, М.М. История противодействия коррупции органами прокуратуры в государственном управлении дореволюционной России XVIII – начала XX в. / М.М. Поляков // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 6. – С. 11–19. 35. Поторыкина, Е.Ю. Развитие правового регулирования процессуального статуса прокурора в стадии возбуждения уголовного дела / Е.Ю. Поторыкина // Вестник Московского университета МВД России. – 2017. – № 5. – С. 215–220. 36. Прушинский, Д.И. Роль прокуратуры в борьбе с укрытием преступлений / Д.И. Прушинский, Б.А. Тугутов // Законность. – 2019. – № 5. – С. 17–21. 37. Савин, Д.В. Оспаривание прокуратурой отдельных условий договоров аренды лесных участков / Д.В. Савин // Законность. – 2020. – № 1. – С. 17–18. 38. Смирнов, А.Ф. Соотношение принципов законности и целесообразности в организации деятельности прокуратуры / А.Ф. Смирнов // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 8. – С. 188–194. 39. Тарасова, Д.М. Значение и применение теоретических подходов к определению понятия и сущности религиозного экстремизма в деятельности прокуратуры Российской Федерации / Д.М. Тарасова // Российский следователь. – 2020. – № 1. – С. 53–57. 40. Ульянов, А.Ю. Дискуссии о прокуратуре на этапах конституционного совещания 1993 г. / А.Ю. Ульянов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2018. – № 9. – С. 43–48. 41. Ульянов, А.Ю. Конституционное назначение и функции прокуратуры / А.Ю. Ульянов // Российская юстиция. – 2018. – № 3. – С. 5–7. 42. Фомичева, О.А. Прокуратура как субъект права законодательной инициативы в законотворческой деятельности / О.А. Фомичева // Государственная власть и местное самоуправление. – 2018. – № 10. – С. 50–55. 43. Шакирьянов, М. Взаимодействие прокуроров с гражданами через портал Госуслуг / М. Шакирьянов // Законность. – 2020. – № 11. – С. 16–19. 44. Шушняев, Д.А. Некоторые проблемные аспекты взаимодействия органов прокуратуры с органами муниципального земельного контроля / Д.А. Шушняев // Государственная власть и местное самоуправление. – 2020. – № 7. – С. 35–38. 45. Шушняев, Д.А. Некоторые проблемные вопросы, возникающие при реализации органами прокуратуры полномочий по защите в судебном порядке прав и законных интересов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере земельных правоотношений / Д.А. Шушняев // Российская юстиция. – 2019. – № 10. – С. 49–52.
Информацию подготовила Щеголева И.В., зав. ЦПИЭРССК
|