Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

"Нет, никогда, ничей я не был современник,

мне не с руки почет такой"

К 130-летию со дня рождения О. Э. Мандельштама

 

 

осип Мандельштам

За гремучую доблесть грядущих веков,

За высокое племя людей

Я лишился и чаши на пире отцов,

И веселья, и чести своей.

                           О. Мандельштам

 

Осип Мандельштам – русский поэт, прозаик и переводчик, эссеист, критик и литературовед. Его произведения оказали большое влияние на отечественную поэзию Серебряного века. Но слава Мандельштама выплеснулась далеко за пределы России и той эпохи.

В нашу виртуальную экспозицию вошли книги о жизни и творчестве этого значительнейшего поэта XX столетия.

Двухтомное научно-справочное издание "Мандельштамовская энциклопедия" (Москва, 2017) – итог многолетнего труда архивистов и биографов, текстологов и комментаторов, искусствоведов и других специалистов-мандельштамоведов по описанию и анализу его текстов и его судьбы. В энциклопедии представлено более 600 словарных статей. Издание проиллюстрировано репродукциями автографов, прижизненных публикаций и биографических документов, произведений живописи и графики. Все статьи энциклопедии мандельштамоцентричны: темы и персонажи рассматриваются не сами по себе, но в тесной связи с личностью и творчеством поэта. Энциклопедия рассчитана на специалистов-филологов и на широкий круг поклонников Мандельштама.

Большое достоинство книги из серии "Жизнь замечательных людей" Олега Лекманова "Осип Мандельштам: жизнь поэта" (Москва, 2009) в том, что нам предлагается не одна-единственная картина каждого события, произвольно составленная автором из нескольких разноречивых свидетельств, и притом беллетризованная, а подлинные цитаты из документов и мемуаров.

Известный московский библиофил, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский – автор лирического эссе "Мой друг Осип Мандельштам" (Москва, 2016) о знакомстве с поэзией и книгами Мандельштама в г. Горьком (Нижнем Новгороде) в 1980-е годы, а также о жизни провинциальной интеллигенции, о процессе собирания коллекции книг и автографов поэта.

Впервые представлена обширная, богато иллюстрированная подборка не только книг поэта, но и альманахов, газет и журналов с его прижизненными публикациями из собрания автора. Каждое издание списка сопровождается краткой аннотацией, публикуются редкие автографы О.Э. Мандельштама и тех, кто входил в ближайшее его окружение: А.А. Ахматовой, Ю.К. Балтрушайтиса, Василиска Гнедова, С.М. Городецкого, Н.Я. Мандельштам, И.Г. Эренбурга. Книга предназначена для широкого круга любителей поэзии, литературоведов, библиофилов, научных работников.

Ценность книги Л.М. Видгофа “Москва Мандельштама : Книга-экскурсия" (Москва, 1998) прежде всего в ее жанре. Это своеобразный иллюстрированный путеводитель, увлекательно рассказывающий о московской жизни поэта, о местах, в которых он бывал, домах и квартирах, где он жил, о людях, с которыми сводила его судьба. Избранные стихи и проза О.Э. Мандельштама, письма и воспоминания, многочисленные фотографии воссоздают яркие образы людей и города 1920–1930-х годов.

Книга И. Сурат "Мандельштам и Пушкин" (Москва, 2009) – первая серьезная заявка на такое исследование. Хотя издание состоит из уже публиковавшихся статей, однако, собранные под одной обложкой, они дают довольно полный «свод» пушкинско-мандельштамовских параллелей и пересечений. Автор попыталась внести в это собрание статей определенную структурность и логику. Анализ, как считают специалисты, интересный, но несложно заметить, что многие из этих образов носят универсально-архетипический характер, их появление у Мандельштама могло происходить и помимо влияния Пушкина либо под влиянием других поэтов. Более убедителен анализ тех образов, которые имеют вполне определенное пушкинское происхождение («пир во время чумы», «Моцарт и Сальери», отдельные петербургские темы). Особенно отмечают литературоведы статью «Сальери и Моцарт» — единственную в книге, в которой рассмотрена не только рецепция этого сюжета Мандельштамом, но также и его формирование у самого Пушкина.

В книге И.М. Семенко "Поэтика позднего Мандельштама" (Москва, 1997) прослеживается становление ряда мандельштамовских текстов от черновиков со всеми их вариантами до окончательной редакции. Так, проанализированы "Грифельная ода", "Стихи о неизвестном солдате", цикл "Армения", переводы из Петрарки и другие произведения. Своеобразие книги состоит в том, что текстологическое исследование строит картину творческой работы Мандельштама, обнаруживает ходы его поэтической мысли и, в конечном счете, раскрывает его поэтику. В книге освещен и ряд других вопросов: сравнительная ценность разных источников в архиве Мандельштама, значение композиции в прижизненных изданиях поэта и в подготовленных им, но оставшихся неизданными книгах 30-х годов, особенности пунктуации рукописных текстов архива и многое другое.  

Сборник “Осип и Надежда Мандельштамы в рассказах современников” (Москва, 2002) по-новому раскрывает эпизоды их биографий на фоне литературной и культурной жизни Петербурга, Москвы, Воронежа, Калинина, Пскова и во многом ставят под сомнение достоверность мемуаров о поэте и его жене, появившихся в последние годы. Впервые публикуются письма Н.Я. Мандельштам к В.Г. Шкловской-Корди и Е.М. Аренс, приводится полный текст единственного интервью, данного Надеждой Яковлевной английскому слависту Э. де Мони. Каждому мемуарному тексту составителями предпослана подробная комментирующая статья. Сборник снабжен развернутым именным указателем и редкой иконографией (включая факсимиле автографа воспоминаний Анны Ахматовой о Мандельштаме), часть которой хранится в частных коллекциях и ранее не воспроизводилась.

Итальянский режиссер Пьер Паоло Пазолини писал в 1972-м году: «Мандельштам… легконогий, умный, острый на язык… жизнерадостный, чувственный, всегда влюбленный, открытый, ясновидящий и счастливый даже в сумерках своего нервного заболевания и политического кошмара… причудливый и утонченный… – принадлежит к числу самых счастливых поэтических прозрений XX века».

 

Материал подготовила

З.Н. Тюренкова,

зав. сектором ОПЛ отдела городского абонемента