name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.gif

Как записаться в библиотеку

Часто задаваемые вопросы

Анкета для опроса получателей услуг

Вы можете оставить отзыв о качестве условий оказания услуг на официальном сайте

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

"Потомство прошу брать мой пример"

К 290-летию со дня рождения А.С. Суворова (24 ноября)

24 ноября исполняется 290 лет со дня рождения Александра Васильевича Суворова, великого полководца и военачальника. Его вклад в военную науку, феноменальный подход к стратегии и тактике заслужил не только множество наград и медалей, но и вечную память, отразившуюся как в топонимике, так и в мире изобразительного искусства.

Во многих городах России стоят памятники и бюсты Суворова. Одна из самых удивительных скульптур, передающая силу и дух великого стратега, находится в Санкт-Петербурге на площади имени полководца – Суворовской. Она была установлена в годовщину его смерти – 5 мая 1801 года, на южной границе Марсова поля близ Мойки. Через 15 лет памятник перенесли в центр Суворовской площади, повернув "лицом" к Неве и Кировскому (тогда Троицкому) мосту. Здесь нет портретного сходства с полководцем – памятник создавался как обобщенный образ героя в античных доспехах. Для скульптора М. Козловского было важно передать настроение – гордо повернутая голова, поднятый меч и щит олицетворяли храброго и отважного воина.

Второй скульптурой Суворова, уже имеющей портретное сходство, скульптурой является его фигура на памятнике Екатерине II, открытом в 1873 году в Санкт-Петербурге. Пьедестал императрицы окружают 9 фигур именитых деятелей екатерининского времени. Суворов обращен лицом к князю Потёмкину и фельдмаршалу Румянцеву-Задунайскому. Благодаря скульпторам А. Опекушину и М. Микешину получился более точный образ военачальника, передающий его рост, лицо и мимику.

Ещё один памятник Суворову был установлен в 1982 году в Москве, на площади Коммуны. Рукой скульптора О. Комова Александр Васильевич был изображен иконографически точно, от позы полководца и до взгляда и морщин на лбу.

Говоря о Суворове, каждый представляет его образ благодаря нескольким прижизненным портретам. Этих портретов немного – Александр Васильевич не переносил собственной наружности и даже просил занавешивать зеркала в местах, где он находился.

Одним из первых живописных изображений был Астраханский портрет 1780 года создания. В 1779 году князь Потёмкин потребовал от Суворова портрет для создававшейся галереи в Эрмитаже. И лишь через год Суворов прислал написанное неизвестным художником изображение.

Одним из самых эмоциональных портретов является работа Дмитрия Левицкого. Как известно, Левицкий писал Суворова по памяти, так как полководец не смог найти время для сеансов. Он изображён в волевой позе, с властным взглядом. Левицкий пытался отразить эмоции и дух полководца, и это настолько удалось ему, что в дальнейшем эта работа стала объектом подражания.

Ещё одно прижизненное изображение Суворова было создано в 1799 г. по прибытию его в Вену. Император Франц II наказал придворному художнику Йозефу Крейцингеру создать портрет военного гения, у которого на сей раз не получилось отвертеться от художественных сеансов. Современники отмечали, что художник придал его лицу немецкие черты.

Пражский портрет Суворова, написанный саксонским художником Иоганном Генрихом Шмидтом, сопровождается интересным свидетельством о том, как Александр Васильевич откровенничал с мастером во время сеанса: «Ваша кисть изобразит черты лица моего – они видны. Но внутреннее человечество мое сокрыто. Итак, скажу вам, что я проливал кровь ручьями. Содрогаюсь. Но люблю моего ближнего. Во всю жизнь мою никого не сделал несчастным. Ни одного приговора на смертную казнь не подписал. Ни одно насекомое не погибло от руки моей. Был мал, был велик [тут вскочил на стул]. При приливе и отливе счастия уповал на Бога и был непоколебим [сел на стул], как и теперь». Шмидт уловил его таким, как он есть и не утаил болезненной усталости военачальника, который скончался через несколько месяцев после завершения работы художника. Этот портрет стал основой для последующих гравюр, изображений в учебниках, книгах и пособиях.

Большую часть художественного наследия с образом полководца составляют разные сюжетные картины, исторические и батальные. В их число входят полотна "А.В. Суворов получает извещение о назначении его главнокомандующим союзными войсками" С.П. Викторова, "Суворов, отдыхающий после победы" П.П. Свиньина "Спасение А.В. Суворова гренадером Степаном Новиковым" К.И. Кеппен, серия картин Н.А. Шабунина о селе Кончаловском, серия картин А.И. Шарлемань и т. д.

Одной из самых знаменитых сюжетных картин, посвященных генералиссимусу, является легендарное полотно кисти Василия Сурикова – "Переход Суворова через Альпы". Для Сурикова Суворов, тесно связанный с солдатской массой, был, в сущности, таким же народным полководцем, как и Ермак, герой "Покорения Сибири". Художник относится к Суворову так же, как относился к нему народ, сделавший его героем своих песен. Живое, худощавое лицо с острым профилем, с прядью растрепавшихся седых волос, вполне отвечает представлению народных песен и легенд о Суворове.

Большинство работ, посвящённых образу основоположника русской военной теории, хранится в Государственном мемориальном музее А.В. Суворова в Санкт-Петербурге. В собрании музея представлены не только картины и скульптуры с изображением Александра Васильевича и его окружения, но и предметы и вещи, которые ему принадлежали, различные документы и приказы.

Память о великом полководце сохранена не только в изобразительном искусстве. Нельзя не вспомнить о том, что практически в каждом городе России есть улица Суворова, а многие военные заведения носят имя Александра Васильевича.

В отделе литературы по искусству открывается книжно-иллюстративная выставка "Потомство прошу брать мой пример" посвящённая 290-летию со дня рождения А.С. Суворова.

 

Список использованной литературы:

Ельяшевич А. "Переход Суворова через Альпы" : картина В.И. Сурикова / А. Ельяшевич. – Ленинград : [б. и.], 1951. – 15 с. : ил.

Майорова Н. История русской живописи, ХVIII век / Н. Майорова, Г. Скоков. – М. : Белый город, 2006. – 128 с.: ил.

Кеменов В.С. Василий Иванович Суриков : Альбом / В.С. Кеменов. – Л. : Художник РСФСР, 1991. – 240 с.: ил.

Калмыкова В.В. Шедевры русского портрета : около 300 иллюстраций / В.В. Калмыкова. – Москва : Белый город, 2010. – 303 с. : ил.

А.В. Суворов : альбом / авт.-сост. Г.И. Меерович; авт. вступ. ст. Г.И. Меерович, В.К. Грибанов. – М. : изобразит. искусство, 1986. – 235 с.: ил.

Малышева В.П. Кончанское-Суворовское: Путеводитель по музею-заповеднику А.В. Суворова / В.П. Малышева. – Л. : Лениздат, 1990. – 47 с.: ил.

Лопатин В.С. Суворов / В.С. Лопатин. – Москва : Молодая гвардия, 2012. – 448 с. : ил.

Лебедянский М.С. Памятник А.В. Суворову в Москве / М.С. Лебедянский. – Ленинград: Художник РСФСР, 1987. – 24 с.: ил.

Подготовила

М.В. Компаниец,

библиотекарь отдела литературы по искусству

 

 




tounb-logo.gif libnet.gif polpred_banner.png
88x31_0101.gif 88x31_0201.gif 88x31_0301.gif Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки polpred_banner.png yandex yandex
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика