name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.gif

Как записаться в библиотеку

Отзыв о работе библиотеки

Вы можете оставить отзыв о качестве условий оказания услуг на официальном сайте

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Гелий Коржев. Опалённые войной.

   Гелий Михайлович Коржев (1925 – 2012) принадлежит к поколению старшеклассников военных лет, он не получил повестку из военкомата, но проходил военный "всеобуч", дежурил ночью на московских крышах, учился в школе снайперов. И навсегда проникся огромной ответственностью перед поколением, взвалившим на свои плечи безмерно тяжёлую ношу войны.

   Гелий Коржев остаётся в истории отечественного искусства самостоятельной творческой величиной. Произведения художника – всегда драматически напряжённые, с чёткой композиционной организацией, укрупняющей изображённое, с суровой, колористически строгой живописью.    

   В холодной мастерской художника – плакат на стене с призывом "Родина-мать зовёт" и круглая тарелка репродуктора, бумажные кресты на стёклах, печка-времянка, противогаз, лопата, холст, стоящий не на мольберте, а на стульях, папка с рисунками, лозунги, хлеб на одном столе с  красками. Детали картины "В дни войны" (1954) передают тревожную атмосферу военного времени, полную лишений жизнь художника, его преданность любимому искусству, сопричастность творца общему делу. Значительна слепящая белизна холста, к которому не решается прикоснуться кисть художника, сознающего свою ответственность,  беспощадно строгого к себе. Коржев показывает момент рождения картины, воссоздаёт атмосферу творчества. Судьба и раздумье героя картины Коржева – это судьба целого поколения, рассказ о мужестве и верности долгу. "Мы – поколение, пронизанное войной. Часть из нас воевали, часть нет. Но мы все воспитывались в этой атмосфере", – говорил Коржев. Тема поколения, опалённого войной, заняла важное место в творчестве художника. Коржев представил войну во всей сложности и трагизме, показал её следы и раны в судьбах людей. Особый драматизм полотен достигается предельно крупным планом при двухметровом формате холстов, задаётся тревожным колоритом.

   "В картине "Влюблённые" есть отзвук войны. Она создавалась очень мучительно", – вспоминал Гелий Коржев. Образ человека, мальчишкой воевавшего "на той единственной Гражданской", прошедшего Великую Отечественную, не успевшего устроить личную жизнь, складывался в представлении Коржева постепенно. На полотне "Влюблённые" (1959) – недавно вернувшийся с войны немолодой мужчина в солдатской гимнастёрке, с крупными волевыми чертами лица, тяжёлыми мускулистыми руками. Вся его фигура выражает уверенность, основательность, надёжность; доверчиво и покойно прижалась к его плечу женщина. Картина повествует о нелёгкой жизни двух связанных сильным чувством людей, их трудной любви. Погружённые в раздумья герои занимают почти всё пространство холста; пустынный каменистый берег моря и срезанный верхним краем холста мотоцикл как бы отгораживают влюблённых от внешнего мира.

   В поражающих своей мощью, наполненных человеческим переживанием, болью картинах цикла "Опалённые огнём войны" (1962–1967), события Великой Отечественной даны через судьбы людей. Пятичастная композиция "Опалённых"– пронзительно горький рассказ об испытаниях и утратах, выпавших на долю народа. Эти картины нелегко созерцать, трудно вживаться в мир образов, исполненных страдания, стойкости, боли. Героев полотен Коржева, от молодого солдата, уходящего на фронт, до ветерана, у которого бессонными ночами "или сердце болит, или раны горят", отличает поразительная сила духа, мужество, достоинство. Срезанный крупномасштабный передний план приближает к зрителю героев картин, заставляет всмотреться в их лица, будоражит воображение, память, чувства.

   Запечатлённый на полотне "Следы войны" человек в солдатской гимнастёрке с изувеченным лицом представляет, по мысли Коржева, собирательный образ, "лицо войны". На израненном, обожжённом лице солдата зритель видит не только рубцы и шрамы, он восхищается мужеством, внутренним достоинством фронтовика, выстоявшего в огне войны и победившего. Единственный глаз солдата с неподкупностью совести смотрит в душу зрителя, светлый взгляд бойца всматривается, тревожит, напоминает.

   Пустой гулкий двор с кирпичной стеной и тревожно освещёнными окнами, драматический, тревожно-красный цвет холста подчёркивают настроение прощания с любимой, домом, родными местами. Фигуры изображённых на полотне "Проводы" даны крупным планом, максимально приближены к зрителям, сердечная тревога и незащищённость сквозит в припавшей к плечу новобранца женской фигурке. О гражданской ответственности, благородстве, верности, проявленных людьми в дни суровых испытаний, говорит картина. "Жди меня, и я вернусь…"

   Герои картины Гелия Коржева "Заслон" – беззащитные мирные жители оккупированной территории: старики, женщины, дети, поставленные гитлеровцами на бруствер окопа как живой заслон. Тёмные силуэты немецких солдат в касках, зловещий блеск стёкол бинокля – подробности, уточняющие чудовищный замысел фашистов. Коржев создаёт запоминающиеся, цельные образы обречённых оккупантами на смерть, утверждает силу духа безоружных людей, которые так величавы в своей готовности к смерти, убеждены в нравственном превосходстве над врагом. Композиционный строй картины, ритм вертикалей, точка зрения снизу, усиливающая монументальность вырастающих на фоне грозного неба фигур, – всё это способствует раскрытию их непоколебимого мужества.

   "Мать". Правдив, суров и прекрасен созданный Коржевым образ матери, проводившей на войну сыновей, взвалившей на себя все "печали, труды и заботы", поседевшей от разлук и утрат. Застывшая в неизбывности материнского горя, натруженной рукой она прикрывает скорбное, горестное лицо.

   На полотне "Облака 1945 года" (1980–1985) – инвалид войны и пожилая женщина, погружённые в раздумья, захваченные воспоминаниями о прошлом. За фигурами первого плана открывается широкий луг, раскинувшиеся над ним облака мирного неба, запрокинувшая головку крошечная девчушка – тоненький росточек спасённой жизни. "Война кончилась. Он без ноги, но счастлив – облака, травой пахнет: жизнь  победила", – комментировал картину Гелий Коржев.

 

Источники:

Книги:

Басыров, А.Я. Г.М. Коржев. Триптих "Коммунисты" / А.Я. Басыров. – Ленинград : Художник РСФСР, 1988. – 32 с. : ил. (75С(092)  К665 1884882 – ОИ 1899817 – КХ 1899818 – ОИ)

Зайцев, Е.В. Война и мир глазами художника: живопись, графика, скульптура, диорама, 1941-1945 / Е.В. Зайцев. – Москва : НИИ теории и истории изобразительных искусств, 1995. – 183 с. : ил. – С. 69-72. (7С  З-177 2026946 – ОИ  2117108 – ОИ)

Коржев, Г.М. Художник и время : альбомные репродукции / Г.М. Коржев. – Москва : Советский художник, 1976. – 15 с. : ил. (75С(092)  К665 1347331 – КХ)

Лапшин, В.П. Гелий Михайлович Коржев / В.П. Лапшин. –Ленинград : Художник РСФСР, 1962. – 44 с. : ил.  (75С(092)  К 605  675597 – ОИ)

Майорова, Н. История русской живописи, вторая половина XX века / [Н. Майорова, Г. Скоков]. – Москва : Белый город, 2007. – 127 с. : ил. С. 12-13.  (75С  И 907  2145747 – ОИ)

Морозов, А.И. Соцреализм и реализм / А. И. Морозов. – Москва : Галарт, 2007. – 271 с. : ил. – С. 237. (75С  М 801  2145779 – ОИ)

Советская живопись, 1917-1973 : альбом / авт.-сост. Ю.Н. Арсеньева. – Москва : Советский художник, 1976. – 198 с. : ил. (75С  С561  1341805 – ОИ 1347327 – КХ 1339512 – КХ)

Статьи:

Буткевич, О. Утверждающий подвиг // Художник. – 1985. – № 6. – С. 40-49.

Гавриляченко, С. Гелий Коржев и русская совесть // Собрание шедевров. – 2014. – № 1. – С. 56-63.

Дьяконицына, А. Гелий Коржев: имею право // Третьяковская галерея. – 2016. – № 3. ­–  С. 4-17.

Подготовила В.П. Гугнина,

 главный библиотекарь

отдела литературы по искусству