Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Книжная миниатюра в древнерусских книгах

К Дню славянской письменности и культуры

 

Самые древние русские книги, дошедшие до нашего времени, относятся к XI веку. На Русь первые книги пришли из Болгарии, но скоро здесь был налажен перевод и переписка богослужебной и другой литературы. Основными центрами литературного творчества, переписки и распространения книг стали крупные монастыри и соборные церкви, где трудились высокообразованные люди. В Древней Руси высоко ценили просвещение, уважали «учение книжное», любили книги, говорили: «Книги, как глубина морская, окунувшись в них, мы находим драгоценные жемчужины».



Книга раннего средневековья была преимущественно пергаменной. Пергамен – известный с античных времен писчий материал из специально обработанной телячьей, овечьей или козьей кожи. Пергамен ранних русских рукописей XIXII веков был в основном привозной, сначала из Византии, позднее из стран Западной Европы. В XIII-XIV веках стали пользоваться пергаменом местного производства. Со второй половины XIV века появилась бумага, впоследствии вытеснившая из книжного производства пергамен.

Орудиями для письма служили гусиные перья, а для торжественного писания использовали лебединые и павлиньи перья. Кончик пера срезался наискось, затачивался, посередине острия расщеплялся. Чернила делали на основе старого ржавого железа и дубильных веществ с добавлением клея и патоки. Древние чернила имели коричневатый оттенок. Чтобы они быстрее высыхали, лист с только что написанным текстом полагалось посыпать обычным кварцевым песком.

С глубокой древности для украшения книг наряду с чернилами писцы использовали разные краски. Большое распространение получила киноварь, яркая красная краска, ею часто писали инициалы – большие, разукрашенные орнаментом буквы в начале крупных разделов рукописной книги. Инициалы и заголовки, сделанные большими красными буквами, дали названия таким понятиям, как «рубрика» (от латинского «красный») или «красная строка». Кроме киновари, древнерусские художники и писцы использовали охру (желтый), лазорь (синий), зелень (зеленый), черную углеродистую краску и свинцовые белила. В качестве связующего элемента для замешивания красок употреблялся яичный белок, а позднее – рыбий клей и мед. Уже в XI веке для оформления книг в Древней Руси стали использовать золото. Золотом украшены Остромирово Евангелие 1056–1057 гг., Изборник Святослава 1073 г., Мстиславово Евангелие 1103–1117 гг.

Письмо чернилами и цветными красками, а также золотом не было одновременным. Сначала писец писал весь текст обычными чернилами. Для инициалов, заголовков и миниатюр оставлялось место, которое художник или же сам писец позднее заполнял киноварью, цветными красками или золотом.

Рукописная книга состояла из сложенных вдвое листов пергамена, скрепленных между собой. После написания текста и нанесения рисунков книга, состоявшая из скрепленных между собою тетрадок, попадала в руки переплетчику, который сшивал листы и делал переплет. Переплетом служили две доски, обтянутые кожей. Впоследствии переплет стали украшать бархатом или парчой. Потом появились оклады – своего рода футляры, серебряные или даже золотые, украшенные драгоценными камнями.

Создание рукописной книги занимало много времени, иногда несколько лет. Книга получалась большой и тяжелой. Естественно, что такие книги принадлежали богатым людям, монастырям и церквям.

Первые рукописные книги на Руси были религиозными. В монастырских книжных мастерских переписывали Библию, Евангелия, пророческие поучения, Деяния апостолов, жития святых. Рукописными были и первые летописи – ценнейший источник для изучения истории.

Уже первые созданные на Руси книги говорят о высоком уровне книжного дела, о незаурядном мастерстве книгописцев и оформителей. Начертания букв, изукрашенные буквицы, затейливые заставки и рисунки – все это показывает, как много заботы вкладывали древние мастера в создание книги.

Особый интерес при изучении рукописных книг представляет искусство книжной миниатюры. Слово «миниатюра» происходит от латинского minium (красная краска, киноварь, применявшаяся в оформлении рукописных книг).

Древнерусская миниатюра уходит корнями в византийскую традицию украшать книги сюжетными иллюстрациями, буквицами и орнаментами. Однако отечественные миниатюры довольно самобытны. Лучшие образцы древнерусской книжной живописи отличает тонкая работа, а также яркость и насыщенность красок. Сюжетные миниатюры не просто иллюстрируют текст, а, подобно иконам, выступают текстом для неграмотных. Миниатюры изображают сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, эпизоды истории церкви и истории Древней Руси.

Наиболее интересные с исторической и художественной точки зрения миниатюры Остромирова Евангелия, Радзивиловской летописи, Лицевого летописного свода Ивана Грозного.

Остромирово Евангелие 1056–1057 гг. – первая и древнейшая рукописная книга на Руси, дошедшая до наших дней. Хранится в Санкт-Петербурге в Российской национальной библиотеке. В книге 294 пергаменных страницы украшены великолепными изображениями евангелистов, красочными заставками и буквицами. Это богослужебная книга, в которой текст написан старославянской кириллицей, крупным уставом – торжественным шрифтом с прямыми, тщательно выписанными буквами. Под стать этому торжественному шрифту орнаментальные элементы, инициалы и миниатюры.

Перед началами евангельских чтений помещены изображения евангелистов. Сохранились три их них – Иоанн, Лука и Марк, изображение Матфея утрачено. Книга замечательна богатым художественным оформлением, которое выполнено красками с применением золота в так называемом старовизантийском стиле, характерном для византийских рукописей X–XI вв.


Три миниатюры Остромирова Евангелия исполнены в двух различных манерах. Первая из них, изображающая апостола и евангелиста Иоанна Богослова с верным учеником и спутником апостолом Прохором, отличается от двух других, Луки и Марка, весьма между собой похожих. Возможно, не сохранившаяся миниатюра с евангелистом Матфеем, которая должна располагаться в книге второй по порядку, была того же типа, что первая, с евангелистом Иоанном. Исследователи предполагают, что две первые миниатюры мог сделать один мастер, а две следующие – другой. Однако во всех трех миниатюрах есть и немало общего: они великолепно оформлены как отдельные роскошные листы, впечатляющие красотой и богатством, обрамлены крупными орнаментами из византийских цветов. Подобные изображения евангелистов Иоанна, Луки и Марка распространены в византийской традиции, инкрустированная эмаль употреблялась в то время также только в Византии.

Византийское влияние заметно в общем виде листов Остромирова Евангелия, с двухколонным текстом, пространными обрамляющими его полями и многочисленными узорами, типичными для греческих рукописей XI в.

Радзивиловская летопись – один из древнейших сохранившихся образцов русских иллюстрированных летописей, исторический документ по истории России с V по начало XIII века, была составлена в XV веке. 

Оригинал летописи находится в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге. В книге более 600 иллюстраций.

Изучение ценных памятников искусства – миниатюр Радзивиловской летописи – осложняется тем, что рисунки, созданные несколькими мастерами, подвергались последующей правке, перерисовке, обводке контура, что порой совершенно скрывало первоначальное изображение.

Манера исполнения миниатюр архаическая, основанная на византийских образцах. Фигуры большеголовые, статичные, рисунок графически четкий, исполненный пером, непрерывными широкими линиями. Чернила, имевшие в своей основе окислы железа и потому, возможно, изменившие свой первоначальный цвет, в настоящее время выглядят коричневыми разных оттенков, от светло-коричневого до темно-коричневого. Миниатюры в конце рукописи раскрашивались, по-видимому, повторно, густыми яркими красками, после чего следовала сплошная обводка контура. Раскраска миниатюр играла не только декоративную роль, но и смысловую: красками уточнялись символы княжеской власти – шапки и мечи, добавлялись нимбы, пририсовывались знамена.

Лицевой летописный свод Ивана Грозного – летопись событий мировой и русской истории, создан в 1568–1576 гг. для царской библиотеки. Слово «лицевой» в названии Свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах» (с миниатюрами). В истории мировой средневековой письменности нет памятника, подобного Лицевому летописному своду как по широте охвата, так и по объему. Он состоит из 10 томов, охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года, содержит более 16 тысяч миниатюр. Единственный оригинальный экземпляр Свода в настоящее время хранится раздельно, в трёх местах: в Государственном историческом музее (тома 1, 9, 10), в библиотеке Российской Академии наук (тома 2, 6, 7) и в Российской национальной библиотеке (тома 3, 4, 5, 8).


Над книгами Лицевого свода работали митрополичьи и «государевы» мастеровые: около 15 писцов и 10 художников. Изобразительный материал занимает около 2/3 всего объема книжного памятника. Рисунки-миниатюры (пейзажного, исторического, батального и бытового жанров) не только иллюстрируют текст, но и дополняют его. Почти каждый лист Лицевого свода сопровождается миниатюрой, которая раскрывает содержание текста, читающегося на этом или на предыдущем листе. Некоторые события не написаны, а только нарисованы. Рисунки рассказывают читателям, как выглядели в древности одежда, воинские доспехи, церковные облачения, оружие, орудия труда, предметы обихода.

Лицевой Летописный свод времен Ивана Грозного можно считать исторической энциклопедией XVI века. Он представляет собой настоящее многотомное рукописное «издание» русской истории XII–XVI веков.

Сказание о Мамаевом побоище – лицевая рукопись XVII века из собрания Государственного исторического музея. Рукопись воспроизводит литературное произведение XV века о Куликовской битве. В «Сказании» повествуется о небесных видениях, предвещавших победу русского народа, приводится множество интересных подробностей этого события, в числе которых посольство Захария Тютчева к Мамаю. Наряду с исторически достоверными фактами (маршрут движения русского войска из Москвы через Коломну на Куликово поле, перечисление князей и воевод, участвовавших в сражении, информация о действиях засадного полка) книга содержит и некоторые легендарные эпизоды.


Текст повести расположен на 95 листах, рукопись написана полууставным типом почерка, сочетающим удобство и четкость письма. Ее писали 4 писца.

Миниатюры выполнены одним мастером, каждая занимает одну из сторон листа. Преобладание ярких красного и зеленого цветов делает миниатюры красочными и нарядными. Всего в книге сохранилось 27 миниатюр.

«Сказание» дошло до нас в большом количестве списков. Некоторые из них имеют очень позднюю дату – конец XVIII – начало XIX века, что говорит об огромной популярности произведения в России.

Художники Древней Руси создали запоминающиеся монументальные образы, которые служили образцами для многих поколений древнерусских мастеров. Древнерусская книжная миниатюра – это окно в историю, не только дающее возможность взглянуть на те или иные события, но и позволяющее понять эстетические представления художников Древней Руси, их отношение к истории Родины. Искусство древнерусской миниатюры, его нравственные и художественные принципы, стали эталоном для многих последующих поколений – как искусство высокого морального и эстетического свойства.

Литература:

Арциховский, А. В. Древнерусская миниатюра как исторический источник. – Москва : Издательство МГУ, 1944. – 214 с. : ил.

Вздорнов, Г. М. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII – начала XV века. – Москва : Искусство, 1980. – 551 с. : ил.

Древнерусское искусство: рукописная книга : сборник статей / Академия наук СССР, составители О. И. Подобедова, Г. В. Попов. – Москва : Наука, 1972. – 368 с. : ил.

История русского орнамента X–XVI веков : по древним рукописям : альбом. – Москва : Арт-Родник, 1997. – 32 с. : 100 цветных таблиц.

Попов, Г. В. Рукописная книга Москвы. Миниатюра и орнамент второй половины XV– XVI столетия / Г. В. Попов. – Москва : Индрик, 2009. – 280 с. : ил.

Рукописное наследие Древней Руси. По материалам Пушкинского дома / АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом). – Ленинград : Наука, 1972. – 423 с. : ил.

Свирин, А. Н. Древнерусская миниатюра. – Москва : Искусство, 1950. – 148 с. : ил.

Чёрный, В. Д. Русская средневековая книжная миниатюра: направления, проблемы и методы изучения. – Москва : Росспэн, 2004. – 592 с. : ил.


 

Подготовила

О.Н. Полякова,

заведующая отделом литературы по искусству