Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

«Я всегда только Русью и жил…».

К 175-летию со дня рождения русского художника В. М. Васнецова

 

Творчество Виктора Михайловича Васнецова уникально – оно всегда находило самый живой отклик у всех поколений. Сила его таланта, пропитанная искренней и неподдельной любовью к русской культуре и отечественной истории, становится явной для каждого зрителя с первого взгляда на его полотна. В 2023 году исполняется 175 лет со дня рождения великого художника, чьи работы навсегда останутся в истории русского искусства.

Родившись в Вятке, будущий художник воспитывался в традиционной русской семье, которая и привила юному Виктору любовь к Руси. По его рассказам, он «жил в селе среди мужиков и баб, и любил их не «народнически», а попросту как своих приятелей, слушал их песни, сказки и заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины».

Васнецов учился в Академии художеств в Петербурге у выдающегося живописца и педагога Ивана Крамского. Тот особенно трепетно относился к своему ученику, считая его человеком очень тонкой натуры и ранимой души. Виктор Михайлович успевал и отлично учиться, и зарабатывать на собственную жизнь. Именно после учёбы у него родились идеи картин «С квартиры на квартиру» и «Книжная лавочка».

Несмотря на разные сюжеты, они объединены общей эстетикой и цветовой гаммой. Картины бытового жанра кисти Васнецова отличаются особым эстетическим выражением, но если в «Квартире» выделена немощь стариков и обречённость истории, то в «Лавочке» акцент приходится на жизнерадостность и яркость, что подчеркнуто заинтересованной толпой крестьян и весенним солнцем.

В 1876 году по приглашению Ильи Репина Васнецов отправился в Париж, где прожил около года. Именно там он создал первый эскиз к будущей картине «Богатыри».

Несмотря на заметную и сильную тягу к русским мотивам, во Франции он смог ближе познакомиться с парижскими мотивами и создать много интересных работ и этюдов. Среди них – «Балаганы в окрестностях Парижа», где Васнецов показал, как он видит парижскую окраину. На картине изображена толпа, идущая в вечерний цирк, и здесь художник сохранил не только свой фирменный стиль, но и приобрёл новые черты. Позже его коллеги отмечали, что «Васнецов вернулся зрелым живописцем, и среди его типичной экспрессии и тонкости стал всё ярче проявляться самобытный талант колориста».

Вернувшись в Россию, Васнецов приступает к более плотной работе. Имея за плечами уже более внушительный опыт, он отправляется в Москву вслед за своими друзьями Ильёй Репиным и Василием Поленовым. И именно там он решает уйти от бытового жанра к былинно-сказочным сюжетам.

На новую веху его творчества повлиял П. М. Третьяков и его картинная галерея. Познакомившись с коллекционером, Васнецов стал частым гостем в доме Третьяковых, где он слушал музыку Баха, Бетховена и Моцарта. Потом Васнецов признался, что без музыки он не смог бы написать ни одну из своих картин. Большое влияние оказало на него и знакомство с Саввой Мамонтовым и его единомышленниками. Вдохновившись настроениями, царившими в Абрамцевском кружке, и «Словом о полку Игореве», Васнецов создаёт картину «После побоища Игоря Святославовича с половцами». 

Продолжая черпать вдохновение в былинной истории, художник пишет «Битву скифов со славянами», «Ковёр-самолет» и «Три царевны подземного царства». Каждая из них была создана для административного помещения Правления строящейся Донецкой железной дороги. Но само Правление посчитало эти картины неподходящими для служебного помещения, поэтому полотна были проданы Савве Мамонтову и его брату Анатолию.

Будучи частым гостем Абрамцева, Виктор Михайлович много писал здесь природу и этюды. Именно здесь он задумал свою знаменитую «Алёнушку».

«Алёнушка» была создана по мотивам русской сказки. Васнецов пытался передать тоскливое и поэтичное настроение слов Алёнушки «Серый камень на дно тянет…Мне ли не тошно, мне ли не горько». Художник чутко отнёсся к этому образу и создал картину, буквально ставшую его олицетворением. Тоску главной героини зритель чувствует с первого взгляда на полотно, и всё в ней дополняет и поддерживает это ощущение: серое бледное небо, поза Алёнушки, непроглядная чаща позади неё.

Работы Васнецова на былинно-сказочные темы оказались чем-то новым и необычным для зрителей. И самой масштабной и удивительной картиной стали «Богатыри», над которыми живописец работал более 30 лет.

Основной темой этого эпического полотна стали, конечно же, богатыри – защитники родины, воины земли Русской. Это заметно и по композиции, и по тем приёмам живописи, которые использовал художник.  Представлена картина была на персональной выставке Васнецова в марте-апреле 1899 года в Академии Художеств в Петербурге. Работа произвела огромное впечатление на зрителей, а В.В. Стасов назвал это полотно «капитальным» и центральным в творчестве Виктора Михайловича.

Но не только былинными мотивами в живописи славился Васнецов. Огромную часть его творческого наследства составили росписи соборов и церквей. Самым масштабным, конечно, стал проект росписи Владимирского собора в Киеве. Около 10 лет Васнецов занимался подготовкой эскизов, проектированием и непосредственно росписью стен собора. Главным объектом стала Богоматерь с младенцем, что находится прямо за престолом. Богородица в исполнении художника – воплощение неземной одухотворённости и красоты материнства. В дальнейшем репродукции именно этого изображения Богоматери появились во многих домах России.

Но роспись соборов, несмотря на масштабность и поглощение всех сил Васнецова, не смогла освободить художника от тяги к сказкам и былинам. В 1889 году он написал картину «Иван Царевич на Сером Волке», которая впоследствии стала самой распространённой иллюстрацией к «Сказке об Иване Царевиче, Жар-Птице и о Сером Волке».

На 25-ю юбилейную выставку передвижников Виктор Михайлович предлагает полотно «Царь Иван Васильевич Грозный», о которой не знал ни один из его друзей. Идея этой работы пришла к нему ещё в 1878 году. Величественный, остро-психологический образ Грозного имеет необычные художественные черты, которыми мастерство художника обогатилось во время работы в Киевском соборе.

Талант Васнецова распространялся и на портретную живопись. Он писал портреты своих коллег, наставников, друзей, членов семьи. Особенно трепетно относился к портретам своих детей – Татьяны, Бориса, Алексея, Михаила и Владимира.

В портретной галерее кисти Виктора Михайловича запечатлены жена художника Александра Васнецова, брат художника Апполинарий Васнецов, художники Архип Куинжи и Михаил Нестеров, скульптор Марк Антокольский, представители семьи Мамонтовых Вера Саввишна Татьяна Анатольевна, Елизавета Григорьевна.

Творческий путь Васнецова был долгим и плодотворным. Его работы стали использоваться в книгопечатании: русские сказки в сочетании c иллюстрациями художника приобретали особую художественную полноту и цельность. Благодаря таланту, работоспособности и разносторонности художественного творчества имя Виктора Михайловича Васнецова вписано в историю русской и мировой живописи.



 

Информацию подготовила

М.В Компаниец,

 библиотекарь первой категории отдела литературы по искусству

 

Список литературы:

Бахревский, В. А. Виктор Васнецов / В. А. Бахревский. – Москва : Молодая гвардия, 1989. – 368 с. : ил.

В. Васнецов : из собрания Государственной Третьяковской галереи : альбом / автор-составитель Л. И. Иовлева. – Москва : Изобразительное Искусство, 1984. – 48 с. : ил.

Виктор Васнецов / автор текста Э. Пастон. – Москва : Белый город, 2000. – 64 с. : ил.

Виктор Васнецов : альбом / Государственная Третьяковская галерея ; автор вступительной статьи Л. И. Иовлева. – Москва : Изобразительное Искусство, 1975. – 28 с.: ил.

Виктор Васнецов. Образ твой, над Русью вознесенный... – Москва : Белый город : Воскресный день, 2018. – 24 цв. ил с.

Виктор Васнецов. Письма. Новые материалы / автор-составитель Л. Короткина ; научный редактор В.А. Леняшин ; Российская академия художеств, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. – Санкт-Петербург : АРС, 2004. – 320 с. : цв. ил.

Виктор Васнецов. Религиозная живопись / составитель Ю. А. Астахов. – Москва : Белый город, 2018. – 140 с. : цв. ил.

Виктор Михайлович Васнецов : альбом / автор вступительной статьи А. К. Лебедев. – Москва : Изобразительное искусство, 1974. – 44 с. : ил.

Виктор Михайлович Васнецов : Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / вступительная статья, составление и примечание Н. Я. Ярославцевой. – Москва : Искусство, 1987. – 496 с. : ил.

Виктор Михайлович Васнецов, 1848-1926 : монография / А. К. Лазуко. – Ленинград : Художник РСФСР, 1985. – 80 с. : ил.

Лазуко, А. К. Виктор Михайлович Васнецов : альбом / А. К. Лазуко. – Ленинград : Художник РСФСР, 1990. – 208 с. : ил.

Моргунов, Н. С. Виктор Михайлович Васнецов: жизнь и творчество, 1848-1926 / Н. С. Моргунов, Н. Д. Моргунова-Рудницкая. – Москва : Искусство, 1962. – 460 с. : ил.

Осокин, В. Н. В. Васнецов / В. Н. Осокин. – Москва : Молодая гвардия, 1959. – 238 с. : ил.

Пастон, Э. Виктор Васнецов / Э. Пастон. –  Москва : Слово, 1996. – 96 с. : ил.

Шилова, Е. В. Виктор Васнецов / Е. В. Шилова. – Москва : Арт-Родник, 2004. – 71 с. : ил.