Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Военная трагедия на реке Калке

к 800-летию битве при Калке

Наша история и, как неотъемлемая ее часть, история Древней Руси богата славными событиями и громкими победами. Но есть в ней и такие страницы, которые хотелось бы перелистать, не читая. Однако, как ни горько вспоминать тяжелые поражения, мы не вправе предавать их забвению. Хотя бы для того, чтобы извлечь из таких страшных катастроф уроки и никогда больше не допускать повторения ошибок, стоивших нашей Родине огромных жертв и великих бедствий.

В начале XIII века на Русь стали доходить смутные слухи о появлении где-то на Востоке новой мощной державы степных кочевников. А вскоре новая грозная опасность встала уже у русских границ. Это были монголо-татары. В 1223 году тридцатитысячный отряд войск Чингисхана под командованием Джэбе и Субэдэя вошел через Закавказье в степь и разгромил половцев, которые бежали за Днепр. Русские князья на съезде в Киеве решили оказать им помощь, и коалиция, состоявшая из большинства князей, выступила в поход. Однако из-за феодальных распрей русско-половецкая рать потерпела жестокое поражение в сражении с монголо-татарами у реки Калки.

Исторической дате посвящена выставка в отделе городского абонемента.

Самые ранние рассказы о событиях на Калке представлены на нашей выставке в издании «Памятники литературы Древней Руси. XIII век» (Москва, 1981). В него вошло «Слово о погибели Русской земли», а также летописные повести о битве на Калке из Лаврентьевской и Тверской летописей.

«Слово о погибели Русской земли» представляет собой отрывок не дошедшего до нас произведения, посвященного монголо-татарскому нашествию на Русь. Есть основание считать, что «Слово…» было написано автором южнорусского происхождения в северо-восточной Руси. Время написания датируется периодом с 1238 по 1246 гг. Это произведение отличает высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина. «Слово о погибели Русской земли» – лирический отклик на события этого нашествия, в нем сочетается похвала и плач: похвала былому величию Русской земли, плач о ее бедах в настоящем.

Летописные повести, посвященные битве на Калке, были составлены в разное время в различных концах Русской земли. Лаврентьевская летопись переписана в 1377 году монахом Лаврентием по заказу нижегородского князя. Повесть о битве на Калке вошла в Лаврентьевскую летопись в краткой редакции, которая содержит лишь деловой перечень событий. Представляет интерес начальная часть рассказа о сражении на Калке, которая находит точную аналогию в Новгородской первой летописи.

В отличие от Лаврентьевской летописи, Тверской сборник представляет собой довольно позднюю компиляцию. В повести о битве на Калке, помещенной в Тверском сборнике, подробно рассказывается о том, как половецкий князь Котян обращается за помощью к своему зятю, князю Мстиславу Мстиславовичу Галицкому, который призывает других князей выступить против татар; прослеживается путь русского войска до Калки. Летописец рассказывает о первых удачных столкновениях с монголо-татарскими войсками, поражение на Калке объясняет раздорами между русскими князьями, сообщает о судьбе князя Мстислава Киевского, который, не участвуя в полевой битве, устроил на высоком берегу Калки ограду из кольев и мужественно оборонялся, пока не был предательски выдан татарам и умерщвлен.

Ордынская тема – важнейшая в средневековой литературе. Монгольское нашествие представляло собой рубежный момент в истории Руси и именно так воспринималось современниками событий и ближайшими потомками. Реконструкция представлений о монголо-татарах, предпринятая В.Н. Рудаковым в книге «Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII–XV вв.», основывается на материале памятников древнерусской литературы. Она позволила определить наиболее важные аспекты восприятия ордынцев, проследить эволюцию взглядов средневековых авторов на феномен завоевания и выявить наиболее характерные способы изображения «поганых». Такой подход дал возможность увидеть нашу историю глазами человека, который историю «делал», а, значит, лучше понять его – и себя самого.

На выставке также представлены труды российских историков XVIIIXIX веков, в которых описывается первое столкновение русских и монгольских войск. Историк В.Н. Татищев собрал наиболее подробную подборку летописных свидетельств о битве на Калке. Согласно этим сведениям, русские князья собрали на Днепре армию в 103 тысячи человек, ожидали подхода других русских отрядов и половецкого хана Котяна с 50 тысячами воинов. Таким образом, как утверждает Татищев, против монголо-татар выступило 153 тысячи русских и половецких воинов.

Место и иные обстоятельства сражения были установлены в начале XIX века Н.М. Карамзиным. Стремясь добиться полнокровного, насыщенного фактами изложения, историк обследовал основные архивы, изучил источники печатные и, что для нас гораздо важнее, рукописные. В предисловии к своему труду «История государства Российского» (Москва, 1988) ученый писал: «Не дозволял себе никакого изобретения, я искал выражений в уме своем, а мыслей единственно в памятниках…». В VIII главе третьего тома «Истории…», повествуя о великом князе Георгии II Всеволодовиче, Карамзин рассказывает о происхождении татар, завоеваниях Чингизхана, бегстве половцев в Россию; описывает Совет русских князей, убийство татарских послов, битву и страшное поражение на Калке. Карамзин отмечает, что дальнейшее вторжение татар казалось неминуемым, но они неожиданно повернули назад, к родным степям. «Россия отдохнула: грозная туча как внезапно явилась над ея пределами, так внезапно и сокрылась. «Кого Бог во гневе Своём насылал на землю Русскую?» говорил народ в удивлении: «откуда приходили сии ужасные иноплеменники? Куда ушли? Известно одному Небу и людям искусным в книжном учении». — Селения, опустошённые татарами на восточных берегах Днепра, ещё дымились в развалинах; отцы, матери, друзья оплакивали убитых; но легкомысленный народ совершенно успокоился, ибо минувшее зло казалось ему последним», – с сожалением писал Карамзин.

Серия биографий «Русская история в жизнеописаниях ее важнейших деятелей» (Москва, 2004), вышедших из-под пера русского историка и писателя Н.И. Костомарова, составляет прекрасный и увлекательный курс отечественной истории. О событиях, предшествующих сражению на Калке, и о самой битве историк повествует через жизнеописание князя Мстислава Удалого. К тому времени князь уже был опытным полководцем, выигравшим немало битв. Именно Мстислав Удалой стал главным инициатором похода в степь. Как пишет Костомаров, Мстислав Мстиславович умолял русских князей спешить на помощь половцам. «Если мы им не поможем, – говорил он, – то половцы пристанут к врагам, и сила их станет больше». Восемь дней шли русские ратники до реки Калки. Мстислав Удалой, опередивший князей, со своими воинами перешел Калку, однако здесь перед ними неожиданно предстали татарские полчища. Начался упорный бой. Русские сражались храбро, но половцы не выдержали монгольских атак и побежали, сея панику среди еще не вступивших в бой русских отрядов. Своим бегством союзники смяли дружины Мстислава Удалого. На плечах половцев монголы ворвались в стан главных сил русских. Большая часть русского войска была перебита или захвачена в плен. Мстиславу Удалому, одному из немногих князей, удалось спастись, с остатками разбитой русской рати он вернулся в Галич.

Битва на Калке стала трагедией для всей Руси. Несмотря на отсутствие территориальных потерь со стороны Руси последствия для страны были весьма плачевные. Мало того, что русская армия, защищая половцев, ввязалась в битву, которая ей не была нужна, так еще и потери оказались просто чудовищными. Из каждых десяти отправившихся на битву воинов вернулся на Русь только один! Столь страшного и позорного поражения русское войско не знало до этого. Более того, из 18 князей, участвовавших в сражении, домой вернулись только девять, а при преследовании и в плену погибло еще трое. Разгром на Калке обозначил смертельную опасность, нависшую над Русью. Однако, как отмечает М.Б. Елисеев в книге «Битва на Калке» (Москва, 2017), междоусобицу князей это не остановило. Переделы власти вспыхивали один за другим, князья приводили на Русь то половцев, то ляхов, то венгров. На Юго-Западной Руси князь Даниил Романович бился за Галич как против черниговских князей, так и против католических правителей Венгрии и Польши. А заодно воевал с мятежным боярством. В Южной Руси князья сошлись в схватке за Киев, который постоянно переходил из рук в руки. Эти междоусобицы закончились только накануне нашествия Батыя.

Работа Г.В. Вернадского «История России: монголы и Русь» (Москва; Тверь, 2000) посвящена периоду монголо-татарского нашествия, анализу его влияния на судьбы развития России. По мнению автора, монгольский период – одна из наиболее значимых эпох во всей  русской истории. Монголы владычествовали на всей Руси около столетия и дальше, в более мягкой форме, еще столетие. Это был период глубоких перемен во всем политическом и социальном устройстве страны. В то же время не следует недооценивать и влияние Руси на Монгольскую империю в целом и Золотую Орду в частности. Имея в виду эти соображения, Вернадский предлагает читателям не просто историю Руси в монгольский период, а исследование взаимосвязи монголов и Руси в это время, начиная с первого столкновения русских и монгольских отрядов и заканчивая полным освобождением русского народа от «монгольского ярма».

Завершает выставку книга Р. Груссе «Чингисхан. Покоритель вселенной» (Москва, 2000). Досконально изучив древнемонгольский эпос и другие серьезные научные источники, пройдя дорогами и тропами древних монголов, Р. Груссе дал свою интерпретацию жизни, как он пишет, Покорителя Вселенной. Описав в своей книге походы и войны Чингисхана, автор в то же время создает психологический портрет полководца, завораживая читателя магнетизмом личности Чингисхана.

Справедливости ради следует добавить, что в последние годы стало модным преподносить читателю образ великого завоевателя едва ли не как философа с саблей в руке, хоть и сурового, но не лишенного благородства воина. Как историческую фигуру некоторые авторы, в том числе и Р. Груссе, сравнивают Чингисхана и ставят на одну ступень с Александром Македонским. Аргумент – оба были великими завоевателями, создавшими империи и объединившими под своей властью множество разных народов. При этом как-то забывают, что Александр желал уравнения в правах завоевателей с завоеванными, не уничтожал мирное население и строил города, в то время как Чингисхан города разрушал до основания, их жителей уничтожал десятками тысяч, а власть над новыми подданными основывал на терроре и ужасе.

Чингисхан был злым гением человечества. Его обуревала мечта о мировом господстве. Ему удалось создать крупнейшую и сильнейшую армию того времени, спаянную железной дисциплиной, применявшую самые передовые тактические приёмы ведения войны, вооружение и осадную технику. Одной из причин тяжелейшего поражения русского воинства на Калке, конечно, стала страшная мощь армии Чингисхана, но были и другие причины: отсутствие разведки, самоуверенность полководцев и простых воинов, отсутствие единого командования и явная недооценка противника. А еще Калка дала жестокий и наглядный урок: не стоит рассчитывать на стойкость союзников, верить врагам и доверять тем, кто однажды тебя уже предал!


Материал подготовила

Л.В. Баскакова,

и. о. зав. отделом городского абонемента