Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

«Учитель, перед именем твоим…»

К Году педагога и наставника в России

 

Если учитель соединяет

в себе любовь к делу и к ученикам,

- он совершенный учитель.

Л.Н. Толстой        

Учителя и наставники — это основа любого общества. Какие нравственные основы заложит, каким навыкам обучит учитель своего ученика, таким будет ученик. Говоря о великих личностях истории, мы обязательно вспоминаем их наставников: Александра Македонского и Аристотеля, Петра I и Семеона Полоцкого.

Образование в жизни общества всегда было значимо: оно развивало экономику государств, воспитывало культуру поведения людей. А на сегодняшний день образование даёт молодым людям получить профессию и быть востребованным специалистом.

Особенное отношение к учителям было на протяжении веков: в древнем Риме учителя имели ряд привилегий: им выплачивался гонорар, в средневековье учителя воспринимали как человека, способного направить ученика на путь добродетели. Живший в XIII веке учёный-монах Винсент де Бове писал, что хороший учитель должен иметь «талантливый ум, честную жизнь, смиренные знания, естественное красноречие, опыт преподавания».

В Древней Руси к труду учителей, или, как их тогда называли, мастеров грамоты, относились с уважением. «Почитай учителя как родителя», гласит русская пословица.

В царской России и первые годы советской власти образ учителя, наставника воспринимался как пример для подражания.

В настоящее время престиж педагога невысок. Среди факторов, повлиявших на снижение престижа профессии, — низкий уровень подготовки современных педагогов, небольшая зарплата. Возродить престиж профессии педагога, поднять её на качественно новый уровень, признать особый статус педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность — вот цель объявленного президентом Года педагога и наставника в 2023 году.

В разделе выставки «Педагоги и наставники прошлого» представлена книга выдающего русского ученого педагога и практика, создававшего педагогическое образование в России Л.Н. Модзалевского «Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен» (Санкт-Петербург, 2000). Это первая в отечественной историографии работа по предмету всемирной истории педагогики. Также предлагаем к прочтению многотомную «Антологию педагогической мысли». Благодаря усилиям ученых – педагогов, историков, филологов собрано и систематизировано педагогическое наследие России. В «Антологии педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв.» (Москва,1985) приводятся тексты берестяных грамот, представлены отрывки из летописей, государственных документов, в которых упоминается о просвещении и образовании. Педагогическая мысль присутствовала во всей древнерусской литературе – устном народном творчестве, живописи, певческом искусстве, бытовых традициях, обычаях, обрядах. «Антология педагогической мысли России XVIII в.» (Москва,1985) освещает развитие школы и педагогической науки в этот период. В «Антологии педагогической мысли России первой половины XIX в. (Москва,1987) содержатся отрывки из произведений передовых педагогов, русских писателей, мыслителей, ученых, общественных деятелей о народном образовании и воспитании.

Из исторических очерков писателя и публициста Б.Б. Глинского «Царские дети и их наставники» (С.-Петербург – Москва, 1912) вы узнаете, как формировались взгляды и характеры всех императоров из рода Романовых, и какую роль в этом сыграли их воспитатели, учителя и наставники. Все российские императоры получили домашнее образование. Кого-то из них с детства готовили к правлению, а кого-то — к военной службе. Программу обучения Александра I составила лично его бабушка Екатерина II, Александра II воспитывал поэт Василий Жуковский, а Александр III и Николай II стремились вырастить «нормальных, здоровых русских детей».

Также в разделе представлены избранные педагогические сочинения из серии «Педагогическая библиотека» великих педагогов XIX-XX веков. Сергея Александровича Рачинского – выдающегося русского ученого, педагога и просветителя, создавшего знаменитую школу в селе Татеве Бельского уезда Смоленской области; Петра Францевича Лесгафта – знаменитого русского педагога, ученого, врача, основоположника научной системы физического воспитания; Алексея Николаевича Острогорского – известного русского педагога, писателя и публициста; Петра Федоровича Каптерева – выдающегося русского педагога, основоположника отечественной педагогической психологии; Надежды Константиновны Крупской – одной из организаторов и идеологов советского образования, создательницы пионерской организации и комсомола; Анатолия Васильевича Луначарского – советского государственного деятеля, первого народного комиссара просвещения РСФСР; Станислава Теофиловича Шацкого – выдающегося русского педагога-экспериментатора, создателя первых внешкольных детских учреждений в России; Льва Николаевича Толстого – великого русского писателя и педагога, обучавшего крестьянских детей в Яснополянской школе.

Во втором разделе выставки «Весь этот мир творит учитель» представлен материал о российских педагогах, изменивших мир: Константине Дмитриевиче Ушинском, Антоне Семеновиче Макаренко, Василии Александровиче Сухомлинском.

Ушинский одним из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся. Еще одной идеей Ушинского, за которую стоит горячо поблагодарить педагога, является идея важности сохранения национальной культуры и самобытности. Для XIX века языком преподавания оставался французский, в семьях и в свете говорили на нем. Статья Константина Дмитриевича «О необходимости сделать русские школы русскими» до сих пор остается образцом педагогических воззваний. Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работ – это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.

Фундаментальный труд К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания» (Москва, 2004) адресован не психологам, а педагогам, осознавшим необходимость изучения психологии для повышения своего профессионального уровня. Полагая важным вопросом педагогики исследование объекта воспитания, то есть человека и его души, он составил свод сведений для научной организации педагогики. К сожалению, автор ушел из жизни, не завершив свой труд. Но и то, что он оставил современникам, было признано самой замечательной русской педагогической книгой, где рассмотрение физиологии, нервной системы, привычек, рефлексов, инстинктов, чувствования, сознания, формирования характера и воли подводит к анализу процесса воспитания, позволяя формировать цельную личность, готовить молодое поколение к самостоятельной жизни.

В этом году исполняется 135 лет со дня рождения выдающего педагога Антона Семеновича Макаренко.

В чем было новаторство Макаренко? В яркой и четкой идее интегративности образования. Личность не является таковой от рождения. Как утверждал Макаренко, это качество – «опыт быть личностью» – надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек – каждый элемент образовательной системы должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Ученика нужно в первую очередь уважать как Человека. Антон Семенович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования.

«Педагогическая поэма» (Пермь, 1986) широко известное во всем мире и наиболее значительное произведение советского педагога и писателя А.С. Макаренко. Это художественно-документальное описание создания в 1920 году под Полтавой и руководства автором до середины 1928 г. колонией им. Горького. Ее педагогам удавалось весьма успешно возвращать в полноценную культурную и общественную жизнь несовершеннолетних беспризорников и правонарушителей на основе посильного общественно полезного труда, продуманного и разумного привлечения воспитанников к соуправлению единым коллективом, единства доверия и требовательности ко всем членам этого коллектива.

В «Книге для родителей» (Москва, 2019) автор делится своими мыслями об отношениях детей и родителей, рассматривает различные примеры жизненных ситуаций и семейных конфликтов, давая им комментарии опытного педагога. Книга написана прекрасным литературным языком, а советы и рекомендации удивительно актуальны и в наше время, поскольку, как известно, мир меняется, а вечные вопросы родителей остаются прежними.

28 сентября исполнится 105 лет со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского. Он запомнился педагогам и психологам как создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания. Сухомлинский описывал процесс обучения «как радостный труд», а потому делал акцент на слово учителя, художественный стиль изложения и на формирование мировоззрения учащихся. Предлагал, например, сочинять сказки вместе с детьми. В одном из писем Сухомлинский писал: «Я показываю, как воспитать Счастливого человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни одной человеческой личности с пустой душой… не может быть счастливым человек, если у него нет ничего святого за душой, если он ни во что не верит».

Сухомлинский – автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвященных воспитанию и обучению молодежи. В трилогии «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина» и «Письма к сыну» (Киев, 1989) проблема воспитанника занимает центральное место. Решая её, Сухомлинский исходил из необходимости учитывать, с одной стороны, своеобразие развития каждой индивидуальности (характер, темперамент, ум, интересы, желания, эмоции и т.д.), а с другой – те социально-общественные отношения, в которых происходит развитие ребенка (семья, улица, село, друзья, труд, т.е. его микросреда). Сегодня многие идеи Василия Александровича, формы и методы обучения и воспитания детей, описанные и развитые в его работах, стали повседневной практикой.

Книги, рекомендуемые в разделе выставки «Новинки в помощь учителю, педагогу, наставнику» окажут помощь и поддержку современному педагогу в образовательно-педагогическом процессе.

Профессия современного учителя есть комплексная профессия. В деятельности учителя нет мелочей и нет посторонних областей. Когда возникает надобность быть психологом – учитель есть психолог. Когда надо, учитель – философ, антрополог, лингвист, математик или тот, «кто надо» в настоящей и реальной ситуации воспитания, развития, обучения. Наставник – это, прежде всего, педагог. Главная разница между наставником и учителем – в подходе: если учитель доносит до ученика знания, то основная часть работы наставника – выяснить, как ученик может осваивать эти знания эффективнее всего. Наставник следит за нагрузкой ребёнка, консультирует семью о процессе учебы, следит за успеваемостью и говорит об этом с родителями, решает организационные и технические вопросы, мотивирует и подбадривает ребёнка.

Наши ученики – это наше будущее: правильное воспитание, обучение, развитие – это счастливое будущее. Неправильная учительская деятельность – это наше горе. На учителе лежит ответственность за судьбы человека, за судьбы социума, за судьбы человечества.

В книге В.А. Дадалко «Современные инновационные технологии и модели обучения в образовании» (Москва, 2020) предлагаются материалы, раскрывающие актуальные тенденции в развитии методологии образования и инструментария обучения, даны формулировки и интерпретации ключевых понятий и терминов, определяющих современное российское и мировое образовательное пространство. Приведены технические и дидактические свойства новых информационных технологий. Издание адресовано студентам, преподавателям, научным и административным работникам системы образования.

В эпоху развития цифровых технологий авторами исследуются вопросы, связанные с цифровизацией образовательного процесса. В основу монографии Е.В. Фролова «Инновационное развитие школьного образования в условиях цифровизации» (Москва, 2021) положен социолого-управленческий подход к анализу инновационного развития российской системы школьного образования, а также технологий цифровизации. Данная монография может быть интересна специалистам государственного и муниципального управления, педагогической общественности, исследователям сферы образования.

В помощь студентам и педагогам, а также всем интересующимся проблемами инклюзивного образования (форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных школах). Учебное пособие С.В. Гайченко «Игровые коммуникативные технологии в условиях инклюзивного образования» (Москва, 2020) представляет игровые технологии, направленные на развитие коммуникативных умений в детском саду и начальной школе в условиях инклюзивного образования.

«В нашей стране последние годы, в первую очередь решениями Президента России, последовательно принимаются меры по укреплению авторитета и статуса учителей, педагогов, наставников, а также меры по их материальной поддержке. Год педагога и наставника – это логичное продолжение последовательной работы, которая реализуется в стране», – сказал Сергей Кириенко. Он отметил, что работа над планом не закончится его утверждением, план должен и будет меняться по мере его реализации.



Подготовила

З.Н. Тюренкова,

главный библиотекарь отдела городского абонемента