Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

«Я – русский композитор!»

К 150-летию со дня рождения С. В. Рахманинова

Уважаемые читатели! В 2023 году исполняется 150 лет со дня рождения композитора, которому принадлежит одно из самых главных мест в русской музыкальной культуре ХХ века – Сергея Васильевича Рахманинова.

Гениальный композитор, прекрасный пианист и мудрый дирижер говорил: «Музыка прежде всего должна быть любима; должна идти от сердца и быть обращена к сердцу. Иначе музыку надо лишить надежды быть вечным и нетленным искусством».

Его творчество развивалось в непростое время рубежа XIX–XX столетий и может служить примером тех изменений, что претерпел мир музыки в то время.

Талант Рахманинова проявился рано и ярко, учиться играть на фортепиано он начал в 4 года, хотя до двенадцатилетнего возраста особого рвения к систематическим занятиям музыкой и не проявлял. В 1882 г. был принят в Петербургскую консерваторию, где, по собственным признаниям, не прикладывал усилий к учёбе. В 1885 г. его перевели в Московскую консерваторию. Там Рахманинов занимался у известных педагогов и музыкантов, во многом повлиявших на его музыкальное развитие: Н. Зверева, А. Зилоти, С. Танеева, А. Аренского.

Живя в пансионе у Зверева с 1885 по 1889 год, он прошел суровую, но разумную школу трудовой дисциплины, превратившую его из отчаянного лентяя и шалуна в человека, исключительно собранного и волевого. «Лучшим, что есть во мне, я обязан ему», – так говорил впоследствии о своём наставнике Рахманинов.

В консерватории он находился под сильным влиянием личности П.И. Чайковского, для которого стал любимцем. Чайковский помог студенту осуществить первую постановку оперы «Алеко», после которой о Рахманинове заговорили как об одном из самых талантливых молодых московских композиторов.

Консерваторию Рахманинов окончил по классу фортепиано и композиции с Большой золотой медалью в 1892 году. И за несколько лет создал множество произведений, подтверждающих его незаурядный талант. Характерные для Рахманинова образы и настроения предстают в этих произведениях в широком диапазоне – от трагической скорби «Музыкального момента си минор» до звучащего как гимн любви романса «Весенние воды», от сурового стихийно-волевого напора «Музыкального момента ми минор» до тончайшей акварели романса «Островок».

В симфонических произведениях и фортепианных концертах Рахманинов предстает перед публикой уже как зрелый художник, со своим особым мастерством, стилем, владением всеми доступными выразительными средствами, как настоящий мастер крупной формы. Определяется творческий путь композитора – это преобладание лирико-эпического симфонизма, который неизменно опирается на национальную мелодику.

Всеобщее признание в России и за рубежом Рахманинов получил в первые годы XX века. Два года он работал дирижёром в Большом театре, а в 1907 году принял участие в проекте Сергея Дягилева «Русские сезоны». Интенсивная концертная деятельность в городах России и за рубежом сочеталась с не менее интенсивным творчеством композитора, причем в музыке этого десятилетия много пылкой восторженности и воодушевления.

Но в эти же годы ощущаются и другие настроения. Горестные думы о родине и ее грядущей судьбе, философские размышления о жизни и смерти порождают трагические образы Первой фортепианной сонаты, навеянной «Фаустом» И. В. Гёте, симфонической поэмы «Остров мертвых» по картине швейцарского художника А. Бёклина (1909), многих страниц Третьего концерта, романсов.

В конце 1917 года Рахманинов с семьей покинул Россию, как оказалось, навсегда. За рубежом Рахманинов жил замкнуто, ограничив круг друзей выходцами из России. В первые годы пребывания за границей композитора не покидали мысли об утрате творческого вдохновения. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя». Только спустя восемь лет после отъезда за рубеж Рахманинов возвращается к творчеству, создает Четвертый фортепианный концерт, Три русские песни для хора и оркестра (1926), знаменитую «Рапсодию на тему Паганини» (1934). Скорбное чувство невосполнимой утраты, жгучая тоска по России рождает искусство огромной трагической силы. В гениальной Третьей симфонии (1936) Рахманинов в последний раз воплощает центральную тему своего творчества – образ Родины...

Рахманинов стал символом русской музыки и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние на мировую музыку XX века. Вершинами его творчества стали «Литургия святого Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение». Своим творчеством С.В. Рахманинов передал глубину древнего русского распева и способствовал возрождению русской национальной духовной музыки. Он создал произведения, исполненные высокого этического смысла, ставшие олицетворением непреходящей духовной красоты.

В одном из последних интервью С.В. Рахманинов сказал: «Музыка композитора должна выражать дух страны, в которой он родился, его любовь, его веру и мысли, возникшие под впечатлением книг, картин, которые он любит. Она должна стать обобщением всего жизненного опыта композитора».

Находясь вдали от России, Рахманинов всегда думал о своей родной земле, жил мечтой оказаться на Родине, но, к сожалению, эта мечта так и не сбылась.

В отделе литературы по искусству открывается выставка «Я – русский композитор!», приуроченная к 150-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова. Выставка продлится до конца апреля.

 

Информацию подготовила

М. В. Компаниец,

библиотекарь первой категории отдела литературы по искусству


 

 

Список литературы:

Бажанов, Н. Д. Рахманинов / Н. Д. Бажанов. Москва : Молодая гвардия, 1966. 352 с. : ил.

Брянцева, В. Н. С. В. Рахманинов / В. Н. Брянцева. Москва : Советский композитор, 1976. 646 с. : ил.

Воспоминания о Рахманинове : сборник : в 2 т. / Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; составитель, ответственный редактор и автор предисловия З. А. Апетян. Москва : Музыка, 1988.

Кандинский, А. И. Оперы С. В. Рахманинова / А. И. Кандинский. Москва : Музыка, 1979. 48 с.

Келдыш, Ю. В. Рахманинов и его время / Ю. В. Келдыш ; Институт истории искусств Министерства культуры СССР. Москва : Музыка, 1973. 470 с. : ил.

Мэтью-Уокер, Р. Рахманинов / Р. Мэтью-Уокер ; перевод с английского С. М. Каюмова. Челябинск : Урал, 1999. 200 с. : ил.

Понизовкин, Ю. В. Рахманинов пианист, интерпретатор собственных произведений / Ю. В. Понизовкин. Москва : Музыка, 1965. 96 с.

Рахманинов, С. В. Литературное наследие : в 3 т. / С. В. Рахманинов ; составитель, ответственный редактор и автор предисловия З. А. Апетян. Москва : Советский. композитор, 1978-1980.

Рахманинов, С. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном / С. Рахманинов; перевод с английского, послесловие и комментарии В. Чемберджи. Москва : АСТ, 2016. 318 с. : ил.

С. В. Рахманинов : альбом / составитель Е. Н. Рудакова ; общая редакция А. И. Кандинского. Москва : Музыка, 1988. 201 с. : ил.

Симонов, Г. Н. Бунин и Рахманинов : биографический экскурс / Г. Н. Симонов, Л. Ковалева-Огородникова.  Москва : Русский путь, 2006. 317 с. : ил.

Соколова, О. И. Сергей Васильевич Рахманинов / О. И. Соколова. Москва : Музыка, 1983. 160 с. : ил.

Соловцов, А. А.  С. В. Рахманинов / А. А. Соловцов. Москва : Музыка, 1969. 174 с.

Соловцов, А. А. Фортепианные концерты Рахманинова / А. А. Соловцов. Москва ; Ленинград : Музгиз, 1951. 60 с.

Третьякова, Л. С.  С. В. Рахманинов (К 100-летию со дня рождения) / Л. С. Третьякова. Москва : Знание, 1973. 78 с. : ил.