Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Религиозные сюжеты в творчестве русских художников

Особенностью отечественной культуры всегда был ее высокий духовно-нравственный потенциал. Русские художники, которых волновали вопросы жизни и смерти, добра и зла, правды и лжи, обращались к сюжетам Нового Завета, к истории Христа, смыслом которой и была победа жизни над смертью.

Картина Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу» стала делом всей жизни художника. Произведение оказало огромное влияние на русское искусство. В основе картины лежит библейский сюжет о первом появлении Христа в народе. Автор уверен, что это самый важный момент христианской истории, с него началось познание истинного смысла жизни. На переднем плане пророк Иоанн Предтеча, духовными очами прозревший идущего вдали Мессию.

Великое волнение собравшихся вызвано словами пророка о приближении Господа. Основная мысль картины: Пришествие Спасителя есть момент наступления нового мира, надежды на спасение. Образ Христа постигается как «Свет истинный». Для А. Иванова эта картина была самой главной из его работ. Она также послужила отправной точкой для творчества других художников.

К работе над крупным циклом картин «Из жизни Христа» Василий Дмитриевич Поленов приступил под сильным впечатлением от поразившего его «Явления Христа народу». Поленов вынашивал грандиозный замысел – продолжить дело Александра Иванова, «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Художник писал: «Трудная задача передо мной, но я не в состоянии от нее отказаться… В евангельских сказаниях Христос – настоящий живой человек, а по величию духа – Сын Божий».

В поисках достоверности обстановки и типов людей для картины художник предпринял путешествие по христианскому Востоку. Поездка в земли, где древние памятники и сам пейзаж были овеяны словом Священного Писания, наполнила Поленова живыми впечатлениями, помогла живописцу передать евангельские сцены в соответствии с исторической правдой, этнографической и географической точностью. Поленов своими ногами прошел весь путь Христа от Вифлеема до Голгофы. Под впечатлением от увиденного и в результате тщательного изучения самого Евангелия художник написал множество пейзажей и характерных народных типажей. Творческие поиски вылились в огромную серию, состоящую более чем из семидесяти картин.

«И возвратился в Галилею в силе духа» – ключевое полотно цикла. По освещенной солнцем узкой горной дороге с посохом странника Иисус идет в Галилею. Погруженный в себя, Он напряженно ищет пути служения истине и добру. Спаситель идет к народу – отныне множество людей будет ходить за Ним, слушать Его проповеди, искать исцеления, дивиться чудесам. Христос у Поленова – прежде всего учитель, мудрец, который несет людям любовь, добро и милосердие.

Поленовский цикл вызвал яркие эмоции, его Христос был близок многим. Автор сумел настроить зрителя на любовь к одинокому путнику, неспешно идущему по каменистой тропе вдоль берега тихого озера, напряженно размышляющему о чем-то, известном только ему, устало бредущему к жилищу друзей. Картины наполнены тишиной и гармонией. Пейзажи с их безмолвием и отрешенностью от земных бурь вторят душевному состоянию Спасителя.

Картину «Христос и грешница» Поленов писал в течение долгого времени, между первыми этюдами и окончанием полотна в 1887 году прошло пятнадцать лет. Христос спокойно сидит под стенами восточного храма, народ внимательно слушает его проповедь. Им противостоит злоба толпы, возглавляемой фарисеями, которые хотят обличить Христа в неисполнении закона Моисея. Мы видим грешницу, которую они поставили перед Иисусом и сказали: «Вот эта женщина совершила прелюбодеяние. По закону мы таких должны побивать камнями. Что Ты на это скажешь?»

Он поднял голову и сказал: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень». Ответ Иисуса заставляет всех заглянуть в свою душу. Вся злоба и все страсти тонут в доброте и мудрости Христа.

Поленов выражает главную мысль о Христе как носителе незыблемых идей добра, справедливости, любви к человеку. В композиции картины противопоставлены мудрый в своем спокойствии Христос и разъяренная толпа. «Кто из вас без греха» – первоначальное название картины. Согласно Евангелию, люди, «обличаемые совестью», разошлись – Христос, несущий в себе ясность, гармонию, любовь и чистоту преподал народу наглядный урок.

Исполнение картин на евангельские темы Поленов считал главным трудом своей жизни, своим нравственным долгом. «Высокое настроение», которое владело художником во время работы, передалось зрителям.

Начиная с А.А. Иванова, не было ни одного крупного художника, которого так или иначе не увлекали бы библейские сюжеты и образ Христа. Их трактовка порой приобретала острое историко-философское звучание. Художники пытались ответить на многие наболевшие вопросы эпохи – в том числе о смысле жизни и самопожертвовании ради людей и общества, которые никого не оставляли равнодушными.

«Христос в пустыне» занимает особое место в творческой биографии Ивана Николаевича Крамского. Сюжет картины связан с описанным в Новом Завете сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения, и с искушением Христа дьяволом во время этого поста. По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека.

Христос сидит на холодных серых камнях в мертвой, безжизненной пустыне, его ноги изранены о камни, фигура согбенна. В картине нет действия, но зримо показана жизнь духа, работа мысли. Изможденное лицо и крепко стиснутые руки выражают не только страдание, но невероятную силу воли и готовность сделать первый шаг к Голгофе. Крамской пишет не столько момент сомнений, сколько собирание внутренних сил.

И.Н. Крамской говорил об этой работе: «Сколько раз я плакал перед этой фигурой! Я могу сказать, что писал Его слезами и кровью».

Евангельская тематика в творчестве Николая Николаевича Ге занимала главное место. Художник был натурой мягкой, деликатной, впечатлительной, склонной к размышлениям. Пережив душевный переворот, погрузившись в чтение Евангелия, Ге до глубины души был захвачен событиями земной жизни Спасителя и его учеников. Создание «Страстного цикла» стало главным делом его жизни.

Свою «Тайную вечерю» художник написал за две недели. Читая Евангелие, он ясно увидел будущую картину. Николай Николаевич вспоминал: «И вдруг я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика и друга. Близ него лежал Иоанн: он все понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидал Петра, вскочившего, потому что он тоже понял все и пришел в негодование – он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдет».

Обладавший обостренным психологизмом Николай Ге решает тему  Тайной вечери по-своему. Художник словно заводит зрителя в комнату, сталкивая его прямо в дверях с уходящим Иудой. Силуэт Иуды темен и непроницаем, невозможно разглядеть черты лица. Остальные фигуры освещены, их эмоции хорошо видны и неподдельны. Авторское название картины «Отшествие Иуды». Иуда, совершив предательство, лишается света и жизни и уходит в вечную тьму ненависти и проклятий потомков.

Для творчества Николая Ге характерно глубокое чувствование предмета изображения.

На картине «Христос в Гефсиманском саду» – одинокая фигура Спасителя в холодном лунном свете, прорезающем сад. Предельно лаконично и пронзительно Николай Ге выразил тему победы божественной воли Христа над волей человеческой, победу над страхом перед смертью, свойственным Его человеческой природе. Суровое лицо Христа, сияющее почти фосфорическим светом, исполнено решимости: все уже определено, «да сбудется Писание».

Сам художник говорил о своей работе над «Страстным циклом»: «Слава Богу, я работаю под Его великим глазом и Его милосердием». Он сосредоточен не на внешней стороне (обстановка, расположение фигур, жестикуляция), а на нравственной, этической, передающей грандиозное значение событий духовной истории.

Пытаясь постигнуть сакральный смысл евангельской истории, связанной с образом Иуды, в 1891 году Николай Ге пишет картину «Иуда. Совесть». Жалкий, одинокий, потерянный, стоит Иуда, закутанный в плащ, на пустынной дороге и смотрит вслед пропадающим во тьме, едва заметным фигурам стражников, уводящих Того, Кого он предал. Стихают шаги, голоса, и он остается один.

Прозорливый художник, показывая Иуду со спины, точно передает его чувства. Теперь перед ним тьма: слишком тяжел груз предательства. И холод: никогда не согреться тому, кто предал своего Учителя и Бога. Уже брошены ненужные тридцать сребреников, осталось только покончить с этой загубленной жизнью… За предательство заплачена самая высокая цена. Иуда потерял все, чем жил: Учителя, единомышленников, идею, друзей, потомков, истину, веру, надежду, любовь и жизнь.

Николай Ге был человеком глубоко религиозным. Он говорил: «Искусство поднимает душу от земли к небу». И всю свою жизнь писал своего Христа. Этот большой художник, нравственно чистый и сильный духом, создавая свои великие картины-откровения на библейские сюжеты, утверждал высокие идеалы Истины.

Илья Ефимович Репин с 13 лет был учеником в иконописной мастерской, с 16 лет продолжил работу в иконописной артели. Вскоре талантливый ученик Петербургской академии искусств поразит всех размахом своего таланта, а за полотно «Воскрешение дочери Иаира» получит медаль. Мастерство Репина позволило показать это евангельское событие – чудо воскрешения –  объемно, зримо и психологически точно.

Картина построена на контрасте. Второстепенные фигуры в тени, на их лицах испуг, удивление, надежда на чудо. Христос и девочка освещены светильником, от Христа исходит спокойствие и величие. В картине чувствуется огромное психологическое напряжение. Сейчас свершится чудо, и зритель словно присутствует при этом, как и те немногие, кого допустил Христос.

Виктор Михайлович Васнецов любим многими как художник русских былин и сказок. Свою беззаветную преданность Отечеству Васнецов выразил и в религиозной живописи, которая занимала важное место в его творчестве. Будучи потомком вятских священников и иконописцев, Виктор Михайлович с детства обращался к образам святых и впитывал великую русскую православную культуру.

Васнецовские «Крещение князя Владимира» и «Крещение Руси» стали своеобразной живописной летописью истории зарождения русской веры и становления русской государственности. Сцена Крещения Владимира является как бы точкой отсчета в этом прочтении. Вторая работа говорит о важности принятого решения, которое стало судьбоносным для всего государства. Соединение реалистически трактованных фигур с фоном, данным в манере русских икон, богатое орнаментальное обрамление явились частью того своеобразного стиля, который был выработан Васнецовым во время работы над фресками Владимирского собора в Киеве.

В написании фресок «Бог Отец», «Распятие», созданных в 1885–1896 гг., Васнецов ближе всех стоит к традициям русского (византийского) иконописания.

Распятие – важнейшее событие евангельских повествований. Выразительно написан Бог Отец. Скорбен Его лик, мощные руки, сотворившие мир, печально опущены вниз. Окружающие Его серафимы в священном трепете. Бог Отец в глубокой печали, но с удивительным божественным спокойствием простирает руки, жертвуя Сыном во имя спасения людей.

Прозвучало божественное «Свершилось!». Крест с распятым Спасителем показан на фоне разбушевавшихся стихий. Его окружили ангелы, горестно припавшие ко Христу, пытающиеся поддержать, облегчить страдания. Двое из них, уцепившись за перекладину Креста, хотят унести Его подальше от земли, где возможно такое. Лик Христа полон неземного величия и покоя. Фреска «Распятие» переносит Голгофские события с земли на небеса. Художник передал прекрасную суть Богочеловека: Бог есть Любовь.

Михаил Васильевич Нестеров – художник тонкого лирического дарования.

Самый известный цикл картин М.В. Нестерова посвящен светочу русской земли Сергию Радонежскому. Высокая одухотворенность полотен Нестерова роднит их с древнерусскими иконами, они словно продолжают тему жития святого, начатую средневековыми иконописцами.

Сергий Радонежский – нравственный идеал Нестерова. Кроткий, одухотворенный юноша «не от мира сего» преображает этот мир своей духовностью.

Изображая святого Сергия, презревшего все мирские соблазны, жившего в великой скромности и бесконечных трудах, Нестеров передал на полотнах живое христианское чувство, истинную веру. Художник своими работами способствовал духовному возрождению русского народа.

Мозаика храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (Спас на Крови) «Воскресение Христово» утверждает главный стержень православной веры.

В этом ярком монументальном образе Иисуса Христа звучит главная тема – надежда и спасение. Перед нами в славе и сиянии предстает Бог Любви и Добра, воплощение торжества жизни над смертью.

Ф.М. Достоевский говорил, что «искусство, запечатлевающее Истину, становится и хранилищем ее, помогает Истине уцелеть во всех исторических бурях». Обращаясь к Евангельским сюжетам, русские художники XIX века «запечатлевали Истину». Их работы заставляют задуматься об истинном смысле жизни, о любви к ближнему, учат любить, прощать, сочувствовать, верить.

 


Литература:

Александр Иванов в письмах, документах, воспоминаниях / составитель И. А. Виноградов. – Москва : XXI век – Согласие, 2001. – 792 с. : ил.

Вагнер, Г. К. В поисках истины : Религиозно-философские искания русских художников. Середина XIX – начало XX в. / Г. К. Вагнер. – Москва : Искусство, 1993. – 176 с. : ил.

Верещагина, А. Г. Николай Николаевич Ге : альбом / А. Г. Верещагина. – Ленинград : Художник РСФСР, 1988. – 184 с. : ил.

Виктор Васнецов. Религиозная живопись / составитель Ю. А. Астахов. — Москва : Белый город, 2018. – 140 с. : ил. – (Русская традиция).

Климов, П. Ю. Михаил Нестеров / П. Ю. Климов. – Москва : Арт-Родник, 2004. – 71 с. : ил. – (Золотая галерея русской живописи).

Василий Поленов : альбом / Е. В. Шилова. — Москва : Арт-Родник, 2001. — 71 с. : ил. – (Золотая галерея русской живописи).

 

Подготовила

О.Н. Полякова,

заведующая отделом литературы по искусству