Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Истинно народный учитель:

педагогическое наследие А.С. Макаренко

К 135-летию со дня рождения

Антон Семенович Макаренко создал уникальную воспитательную систему, которая в течение почти ста лет привлекает внимание мировой  педагогической науки и практики. В основе этой системы лежит создание воспитательного коллектива, через который происходит воздействие на личность каждого. Разнообразные занятия, активное трудовое воспитание и формирование не принудительной, а сознательной дисциплины стояли в основе его методики сосуществования учителей и учеников. В правильно созданных условиях грамотному руководителю удаётся управлять так, чтобы все работали с ощущением объединяющей цели, общих задач и принципов. Макаренко, в отличие от многих, удалось не только разработать собственную теорию, но и проверить её на практике.

Воплощение в жизнь своих методов воспитания А.С. Макаренко отразил в «Педагогической поэме» (Москва, 2018) – своем наиболее известном и значительном произведении, которое уже более 80 лет пользуется популярностью у родителей, педагогов, воспитателей по всему миру. В романе-поэме раскрывается история рождения и развития колонии им. М. Горького, создателем и руководителем которой в 1920-е годы стал автор. Первыми ее воспитанниками были несовершеннолетние правонарушители: подростки, юноши, а позже беспризорные дети. Нравственный переворот в их воспитании происходил не сразу, а в ходе длительной, трудной и самоотверженной борьбы педагогов-воспитателей во главе с А.С. Макаренко за высококультурную личность, с развитым чувством долга и чести. Макаренко доказал, что коллективная организация жизни и деятельности колонистов — это самый успешный способ воспитания личности каждого воспитанника, когда «в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива, в новых формах дружбы и дисциплины» рождалась новая педагогика.

Проблемы воспитания детей А.С. Макаренко рассматривает и в «Книге для родителей» (Москва, 2019). Автор делится своими мыслями об отношениях детей и родителей, разбирает различные примеры жизненных ситуаций, семейных конфликтов, комментируя их как опытный педагог. Советы и рекомендации А.С. Макаренко удивительно актуальны и в наше время, поскольку вечные вопросы родителей о воспитании остаются прежними. Из книги читатели узнают, как воспитать в маленьком человеке умение и желание трудиться, как справляться с детским эгоизмом, как по мере взросления ребенка сохранить авторитет родителей. Книга прекрасно иллюстрирована. Текст книги гармонично дополнен красочными картинами русских и зарубежных художников.

Оставшиеся после революции и кровопролитной гражданской войны сироты и беспризорники часто становились «несовершеннолетними правонарушителями», и для их «перевоспитания» создавались колонии. Работе одной из них А.С. Макаренко посвятил повесть, о которой писал: «Во «Флагах на башнях» я… хотел изобразить тот замечательный коллектив, в котором мне посчастливилось работать, изобразить его внутренние движения, его судьбу, его окружение».

Именно коллектив тогда давал «малолетнему преступнику» возможность снова ощутить себя хорошим, достойным человеком, получить образование, освоить профессию. В центре событий произведения стоит фигура воспитателя с его способностью создать в группе «испорченных» детей нужный настрой. Характерно, что объединяла взрослых и детей, прежде всего, учёба, а также трудовые взаимоотношения, общая забота о лучшем завтрашнем дне, сочетание уважения с требовательностью и ощущение чувства собственного достоинства.

В книгу А.С. Макаренко А.С. «О воспитании» (Москва, 1990) включено все наиболее важное и значительное из его огромного педагогического наследия. Мысли о роли коллектива и коллективного труда в воспитании, о культуре потребления, родительском авторитете, о формировании героической личности, о мастерстве воспитателя крайне актуальны и сегодня. Все, кого интересуют проблемы воспитания подрастающего поколения, найдут в этой книге ответы на самые разнообразные вопросы.

«Человек должен быть счастливым», – утверждает педагогика А.С. Макаренко. Через его руки и сердце прошли свыше трех тысяч детей с изломанной судьбой. В сборнике «Макаренко» (Москва, 1999) рассматриваются основные направления деятельности известного педагога. Продолжая лучшие традиции гуманистической педагогики, Макаренко считал, что жизнь – главный воспитатель ребенка, и задача воспитателя состоит в организации этой жизни, в насыщении ее всем богатством человеческой культуры с целью раскрытия сил и способностей каждой личности. Воспитатель, если он хочет счастья ребенку, если он хочет воспитать полноценного человека, не имеет права создавать ему тепличные условия, пряча его от реальной действительности. Надо разумно вести детей по дороге бытия, ставя их в позицию борцов за лучшую жизнь на земле.



Библиографический список литературы:

1.      Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко – Москва : Политиздат, 1990. – 414 с.

2.      Макаренко, А. С. Педагогическая поэма. Полная версия / А. С. Макаренко – Москва : Издательство АСТ, 2018. – 640 с.

3.      Макаренко / составитель В. М. Коротов. – Москва : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1999. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики).

4.      Макаренко, А. С. Флаги н башнях / А.С. Макаренко. – Москва : Высшая школа, 1986. – 431 с.

5.      Макаренко, А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. – Москва : Абрис, 2019, - 256 с. : ил.


Материал подготовила

Н.П. Горбаченко,

главный библиотекарь отдела читального зала