Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Душа без маски: образ Ф. И. Шаляпина в изобразительном искусстве

К 150-летию со дня рождения русского певца

В 2023 году исполняется 150 лет со дня рождения великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина (1873-1938).

Композитор Сергей Рахманинов называл Шаляпина «беспредельным, феноменальным талантом во всем, за что ни берется». Савва Мамонтов, создатель Русской частной оперы, где работал Фёдор Иванович, считал Шаляпина своим «самым главным произведением».

В самом начале ХХ века писатель Леонид Андреев, почитатель таланта Фёдора Ивановича Шаляпина, призвал всех представителей отечественной культуры сохранить наследие русского артиста и сохранить в памяти современников и будущих поколений образ великого оперного певца.

К призыву прислушались и присоединились многие художники, создав действительно большое количество портретов Шаляпина. Некоторые из живописцев мечтали о встрече с певцом, некоторые – стали его близкими друзьями, некоторые так и не смогли повидаться с ним из-за постоянных гастролей Шаляпина и разъездов по Европе.

Одним из самых знаменитых портретов Ф. Шаляпина является работа Бориса Кустодиева. Изобразив его в полный рост, художник решил подчеркнуть величие и масштаб актёрской силы артиста. Известно, что этот портрет является не единственным: спустя некоторое время Борис Михайлович создал уменьшенную копию этой картины, изменив незначительные детали. Художник признавался, что работа стала для него непростой: будучи прикованным к инвалидной коляске из-за паралича ног. Кустодиев писал портрет по частям, пытаясь передвигаться вокруг согнутого холста, расположенного на специальном устройстве. Интересно заметить, что готовым и натянутым на обычный подрамник Кустодиев так портрет и не увидел – едва краска высохла, Шаляпин забрал холст, и всюду возил его с собой.

Ещё одним великолепным художником, запечатлевшим Шаляпина на холсте, стал Александр Головин. Он создал целую серию портретов, посвящённую оперному басу и его театральным образам. Одни из самых впечатляющих картин в серии, это «Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова», и «Портрет Ф. И. Шаляпина в образе Олоферна».

Его работы стали зрелищными и очень выразительными, Головин смог подчеркнуть уникальность образов артиста и его собственную индивидуальность.

Портрет Ф. И. Шаляпина, созданный Василием Шухаевым, отличается от прочих: когда художники старались передать фигуру и статность певца, изображая его по пояс или в полный рост, Шухаев сделал акцент на его лице. Взглянув на портрет, можно увидеть то, что так хотел подчеркнуть Шухаев – настоящего Фёдора Ивановича, артистичного, серьёзного, воздействующего на окружающих своей силой актёрского мастерства, не только на сцене, но и в жизни.

Ф.И. Шаляпин терпеливо позировал и именитым живописцам (И. Репин настаивал на продолжительных сеансах, стремясь к идеальному воспроизведению натуры), и начинающим художникам и скульпторам. Известен эпизод, когда артист одновременно позировал четырем молодым художникам, которые устроили своего рода творческий поединок, результатом которого стали четыре абсолютно разных портрета Ф. И. Шаляпина. Среди этих художников был и Николай Богданов-Бельский.

Ф.И. Шаляпин был идеальной и уникальной моделью. Он умел быть красивым и в домашнем халате, и во фраке. Он умел замечательно носить театральный костюм, драпировать плащ, везде он добивался сильного художественного эффекта. На нем живописно смотрелось не только облачение царя Бориса Годунова или одежды Олоферна, но и лохмотья Мельника, и армяк Сусанина. А создаваемый им грим «был достоин кисти И. Репина и В. Васнецова».

К слову, художник Репин должен был войти в список живописцев, изобразивших Шаляпина, но, несмотря на продолжительные сеансы, он не смог за несколько лет закончить портрет, чем сам был расстроен, и даже в своих письмах писал: «Портрет Шаляпина погублен. Я не мог удовлетвориться моим неудавшимся портретом. Писал, писал так долго и без натуры, по памяти, что, наконец, совсем записал, уничтожил; остался только его Булька, так и пропал большой труд».

Говоря о портретах Фёдора Ивановича и его дружбе с живописцами, обязательно стоит упомянуть и близкого друга певца Константина Коровина. Их дружба была удивительно крепкой и трогательной: они писали друг другу письма, много времени проводили вместе, и, конечно же, Коровин не мог не изобразить своего друга. Его портреты полюбились самому Шаляпину, а сейчас являются самыми известными среди его живописных образов. Интересно, что одну из работ Коровин написал совместно с Валентином Серовым, который работал над эскизами к портрету. Серов также изобразил певца в карандашном рисунке.

В 1930-е годы старший сын певца, художник-портретист Борис Шаляпин, создает великолепную «шаляпиниану», блистательно изобразив отца в различных сценических образах. Названный в честь Бориса Годунова, мальчик с самого детства проводил много времени в культурных кругах, и неудивительно, что он нашёл свой путь в искусстве, как и отец, но предпочтя живопись. Свои портреты отца Борис впоследствии подарил дому-музею имени Ф. Шаляпина, которому он во многом помог экспонатами и организацией.

Сам Ф.И. Шаляпин всегда говорил, что живопись в его творческой биографии занимала первейшее место. Его творческая натура была очень многогранна. Работая над своими ролями, он, будучи прекрасным рисовальщиком, делал множество набросков грима, костюма нового оперного персонажа. Часто он брал в руки кисть, карандаш и даже скульптурные скарпели, долота и резцы. В музеях всей страны хранится большое количество автопортретов, автошаржей и набросков руки Шаляпина.

Можно сказать, что целый пласт отечественного изобразительного искусства посвящен Шаляпину. Это  прижизненные полноценные картины знаменитых художников, эскизы и незаконченные работы, портреты кисти малоизвестных живописцев и друзей, забавные шаржи и небольшие карандашные наброски в альбомах и тетрадях его близких. Среди авторов: К. Коровин, Б. Григорьев, А. Головин, И. Бродский, И. Малютин, А. Яковлев и многие другие.

На своем большом пути Ф. И. Шаляпин общался почти со всеми наиболее значительными мастерами русского искусства. В доме артиста художники были самыми частыми гостями. Они называли его «Рембрандтом оперной сцены», который в своем пении «был буквально живописцем». Его талант не только удивлял вес. мир, но и вдохновлял многих творческих людей. О Шаляпине снято множество фильмов. Случалось, что его современники-режиссёры приступали к театральным постановкам лишь с условием, что в главной роли выйдет именно Фёдор Иванович.

Фёдор Иванович Шаляпин был одной из важнейших фигур в истории отечественного и мирового театра. Даже спустя много лет после его смерти можно услышать о том, что его талант до сих пор имеет огромное влияние на развитие оперного пения. Многие молодые и именитые вокалисты мира стремятся к самой высокой планке – той, которую установил Шаляпин.

Приглашаем вас посетить отдел литературы по искусству, где открыта книжно-иллюстративная выставка «Душа без маски: образ Ф. И. Шаляпина в изобразительном искусстве», посвящённая 150-летию со дня рождения русского певца.

 



Информацию подготовила

Компаниец М. В.,

библиотекарь первой категории отдела литературы по искусству


 

Список литературы:

Бродский, И. А. Исаак Израилевич Бродский / И. А. Бродский. – Москва : Изобразительное Искусство, 1973. – 414 с. : ил.

Валентин Серов / автор текста Е. Алленова ; ответственный редактор Н. Надольская. – Москва : Белый Город, 2000. – 64 с. : ил.

Василий Шухаев : жизнь и творчество / составитель и автор вступительной статьи Н. А. Элизбарашвили. – Москва : Галарт, 2010. – 286 с. : ил.

Коровин, К. А. Шаляпин. Встречи и совместная жизнь / К. А. Коровин ; предисловие Ю. Ф. Котлярова ; составление и комментарий И. П. Хабарова. –  Москва : Московский рабочий, 1993. – 221 с. : ил.

Круглов, В. Ф. Коровин : альбом / В. Ф. Круглов. – Москва : Изобразительное искусство, 1997. – 159 с. : ил.

Портрет в России, ХХ век : из собрания Государственного Русского музея / Государственный Русский музей ; научный редактор В. Леняшин. – Санкт-Петербург : Palace Editions, 2001. – 408 с. : ил.

Поспелов, Г. Г. «Лики России» Бориса Григорьева / Г. Г. Поспелов. – Москва : Искусство, 1997. – 199 с. : ил.

Раскин, А. Г. Шаляпин и русские художники / А. Г. Раскин. –  Ленинград ; Москва : Искусство, 1963. – 164 с.

Розенфельд, Б. М. Шаляпин на Кавказе / Б. М. Розенфельд. –  Пятигорск : Снег, 2010. –  224 с. : ил.

Федор Иванович Шаляпин : альбом / составитель Р. В. Саркисян ; автор вступительной статьи и текста Е. Р. Дмитриевская. – Москва : Музыка, 1986. – 192 с. : ил.

Черток, С. М. Художник Борис Шаляпин / С. М. Черток. – Ленинград : Художник РСФСР, 1972. – 136 с. : ил.

Шаляпин, Ф. И. Воспоминания / Ф. И. Шаляпин ; составитель Е. Дмитриевская, В. Дмитриевский. – Москва : Локид, 2000. – 543 с. : ил.

Шаляпин, Ф. И. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах / Ф. И. Шаляпин ; комментарий. Е. Р. Дмитриевской. – Москва : Союзтеатр, 1989. –  320 с. : ил.

Шаляпин, Ф. И. Страницы из моей жизни / Ф. И. Шаляпин. –  Ленинград : Музыка. Ленингр. отделение, 1990. –  352 с.

Ширшова, Л. В. Борис Михайлович Кустодиев / Л. В. Ширшова. – Санкт-Петербург : Художник России ; Золотой век, 1997. – 168 с.