Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Живописец-историк. К 175-летию со дня рождения русского художника В. И. Сурикова


Василий Иванович Суриков вошел в историю искусства не просто как передвижник, как уникальный художник, тонко чувствующий свои работы, но и ещё как особого склада историк.

Его исторические картины вызывали у зрителей огромный спектр эмоций: удивление, восхищение, восторг, интерес и даже тревогу и страх. Именно так Суриков подходил к созданию своих полотен – он желал буквально поместить зрителя в события картины, придать ей столько жизни и натуральности, чтобы казалось, будто вот-вот картина оживёт, а с полотна выйдут его герои, продолжая сюжет.

Родился Василий Иванович в Красноярске в семье казачьего рода: его предки пришли с Дона на Енисей ещё в XVI веке с дружиной Ермака – позднее этот факт его биографии найдёт свое отражение в его живописи, когда он приступит к одной из своих самых знаменитых картин «Покорение Сибири Ермаком». Как делился воспоминаниями Суриков, это была не единственная картина, мотивы для которой он брал из собственной жизни: в «Боярыне Морозовой» отражены узоры старинной парчи, что художник видел ещё будучи ребёнком.

Василий Иванович всегда следовал одному условию: работать с картиной так, будто он ведёт диалог со зрителем, стараясь по максимуму всё списывать с натуры – образы, предметы, обстановку, природу.

Ради такой достоверности Суриков отправлялся в Швейцарию, чтобы начать создание картины «Переход Суворова через Альпы». Смотря на эту картину, что была сделана в непривычной тогда для исторических сюжетов вертикальной ориентации, зритель чувствует эмоции солдат: решительность самого генералиссимуса, страх и испуг тех, кому сейчас нужно спуститься со скалы вниз. Если присмотреться, то некоторые из них уже осознают, что их ждёт: кто-то крестится, кто-то смотрит в глаза приближающейся смерти, кто-то надеется выжить.

Выдающейся стала историческая трилогия, посвящённая трагическому, переломному и «бунташному» периоду русской истории. Три картины «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» переносят зрителей в эпоху XVIIXVIII веков, когда на Руси зарождалось новое государство. Суриков неспроста выбирает знаковые события: он желал показать, как преломляется и меняется русская история, как ломается государство, и как это отражается на жизни простого народа.

Но не только этим заворожённо наслаждаются зрители, изучая его творчество. Глубокой проникновенностью отличаются картины, написанные на библейские сюжеты, каждая из которых имеет собственную историю в судьбе и духовном сознании художника.

Картина «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом» обратила на себя внимание многих: в образе слепца, что впервые увидел очертания и цвета этого мира, зрители видели самого Сурикова – сломанного, отчаянного, разбитого, но всё хранящего надежду, верящего в тот свет, что он впервые в жизни увидел, благодаря Сыну Божьему.

И этот образ не был случайным. Незадолго до написания полотна, художник похоронил любимую жену Елизавету Шаре. Долгое время страдая и теряя всю радость жизни, Суриков искал успокоения. В автопортрете 1889 года его взгляд точно покрыт непроницаемой чёрной вуалью тьмы – таким он был и таким себя видел. Без радости, в поглощающей тоске, под сильным гнётом невыплаканной боли.

Шло время, и боль утихала, оставаясь шрамами на сердце художника. Он отдал свою жизнь искусству, в нём находя всё, чего он так желал. И если взглянуть на женские портреты, созданные после смерти жены, то в образе каждой есть отпечаток «любимой Лили».

Позднее публике предстала одна из самых величественных картин, написанных Суриковым – «Покорение Сибири Ермаком». Полотно, размером 2.85 м на 6 м сразу же заинтересовало коллекционера Павла Третьякова, который был готов купить её за очень высокую цену – 30 тысяч рублей. И покупка была практически произведена, когда картину увидел император Николай II, пожелавший, чтобы эта картина была в национальном музее. Он предложил за неё 40 тысяч рублей, немыслимые деньги по тем временам. Суриков согласился и стал художником с самой дорогой проданной картиной. Многие художники по-доброму завидовали и восхищались этим успехом, отмечая, что талант Василия Ивановича наконец был оплачен сполна.

Жизнь Сурикова была полна путешествий, событий, выставок и прекрасных картин. Он оставил глубокий след в истории отечественного искусства, и его имя навсегда вписано в русскую культуру как  имя живописца-историка.

В отделе литературы по искусству открывается выставка «Живописец-историк» посвящённая 175-летию со дня рождения русского художника В. И. Сурикова. Выставка продлится до 30 января.

 

Информацию подготовила

библиотекарь первой категории

Компаниец М. В.


Список источников и литературы:


Алленов, М. М. Василий Суриков / М. М. Алленов. – Москва : Слово/Slovo, 1998. – 96 с. : ил.

В. Суриков : из собрания Государственной Третьяковской галереи / автор-составитель Л. А. Большакова. – Москва : Изобразительное искусство, 1985. – 32 с. : ил.

Василий Суриков : альбом / автор текста Т. Кожевникова. – Москва : Белый город, 2000. – 48 с. : ил.

Государственная Третьяковская галерея : альбом / составители Ю. К. Королев, Л. И. Иовлева. – Москва : Изобразительное искусство, 1992. – 144 с. : ил.

Кеменов, В. С. В. И. Суриков: Историческая живопись. 1870-1890 / В. С. Кеменов. – Москва : Искусство, 1987. – 570 с. : ил.

Кеменов, В. С. Василий Иванович Суриков : альбом / В. С. Кеменов. – Ленинград : Художник РСФСР, 1991. – 240 с. : ил.

Манин, В. С. Шедевры русской живописи : энциклопедия мирового искусства / В. С. Манин. – Москва : Белый город, 2000. – 400 с. : ил.

Машковцев, Н. Г. В. И. Суриков / Н. Г. Машковцев. – Москва : Искусство, 1994. – 192 с. : ил.

Суриков / текст и составление Т. В. Постниковой. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 127 с. : ил.

Экштут, С. Шайка Передвижников : История одного творческого союза / С. Экштут. – Москва : Белый город, [2004]. – 464 с. : ил.