Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Сказка зимнего леса: фотопейзаж

К Рождественским каникулам

 

Величественная, первозданная красота заснеженного леса, пронзительная чистота снежного покрывала, волшебные оттенки снега, озаренного лучами солнца – русская природа во всем своем великолепии предстает в творчестве российских фотографов. Снимки фотографов-пейзажистов порой сравнивают с картинами живописцев и графиков, образами природы, созданными писателями и поэтами. Их объединяет любовь к русскому лесу, желание представить зрителям самобытность и великолепие каждого пейзажа.

Писатели и художники создали неповторимые образы родной природы. Именно у них фотографы учатся пониманию жанра пейзажа, способности доносить добрые чувства и настроения, любовь к жизни и красоте. Ведь в фотографии пейзаж – не просто съемка видов и точное воспроизведение того или иного уголка природы. Фотограф-пейзажист тоже по-своему художник и поэт! И его художественный снимок – итог и смысл творчества, правдивости, поэтичности, живописности фотоизображения. Художественный пейзаж, созданный средствами фотографии, вызывает у зрителя те же глубокие переживания, что и пейзаж, выполненный средствами живописи.

Сергей Кузьмич Иванов-Аллилуев (1891–1979) – один из тех новаторов, чье творчество еще в начале XX века снискало нашему фотоискусству мировую славу. Видный фотохудожник воспитывался на лучших традициях русской живописи. Его называли «чародеем светописного рисунка», «волшебником фотопечати».

С.К. Иванов-Аллилуев проявил себя как незаурядный портретист, автор редких по силе обобщения фотопортретов выдающихся деятелей искусства. Но в историю фотографии он вошел прежде  всего как мастер пейзажа.

Высокая изобразительная культура его снимков определяется и завершенностью, лаконизмом композиции, и пластикой освещения, и утонченностью, изяществом фоторисунка. За ним закрепилась слава крупнейшего мастера лирического фотопейзажа.

Иванов-Аллилуев с большой свободой передавал воздушную среду, объем и фактуру предметов, создавал обобщенный, метафорический образ природы. Он никогда не гнался за точным изображением внешнего вида натуры, а пытался решить более сложные художественные задачи.

Во всей красе предстает перед нами в его снимках средняя полоса России – зима с утонувшими в сугробах деревьями, с инеем и морозом, с убегающим за поворот санным следом... Тонкое понимание родной русской природы наполняет его снимки глубоким содержанием, свидетельствующим не только о духовном богатстве этого человека, но и о его гражданских чувствах.

Так, при всей конкретности изображения, природа на снимках у Иванова-Аллилуева как бы растворяется в ее лирическом восприятии, служит средством самовыражения автора.

Мастер обогатил жанр фотопейзажа новыми приемами, новой стилистикой. Он воспитал не одно поколение фотохудожников, плодотворно работающих над развитием традиций живописного направления в современной фотографии. До сих пор еще можно услышать на выставках: «Это снято в духе Иванова-Аллилуева». Мы ценим и любим С.К. Иванова-Аллилуева в фотоискусстве за его глубокую эмоциональность, за тонкое чувство родной русской природы, за высочайшую художественную культуру.

Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер (1917–2016) по праву считается легендой отечественной пейзажной фотографии. Все его работы завораживают, ведь Гиппенрейтер запечатлевал истинную красоту и мощь природы, каждый его снимок рассказывает о любви к родным местам и очарованию нетронутой земли. Фотограф считал, что каждое время года обладает «своей тональностью, настроением»: «Перемены в природе порождают разные чувства, и эти перемены должна передавать фотография».


Гиппенрейтер – фотограф-пейзажист с мировым именем, личность легендарная. Еще до Второй мировой войны он был известен как первый человек, который на горных лыжах спустился с Эльбруса. Он был первым, кто начал создавать в СССР авторские фотоальбомы, выпустил около тридцати фотоальбомов, посвященных русской природе – от действующих вулканов Камчатки до Беловежской пущи.

Он совершил несколько десятков экспедиций в различные, в том числе самые труднодоступные, уголки России. Легендарный фотограф посвятил свою жизнь тому, чтобы показать людям, как прекрасны, разнообразны и величественны российские просторы. Потрясающей красоты фотографии передают неповторимые виды зимнего леса – Гиппенрейтера часто называют «великим фотографом земли русской».

Только передача настроения, состояния природы, по мнению Гиппенрейтера, возводит фотографию в ранг искусства. Заглянув в альбомы его фотографий, мы можем перенестись в русский лес с его неповторимым очарованием и почувствовать часть той душевной радости, что когда-то пережил Мастер.

Современные авторы продолжают открывать красоту природы, запечатлевая на своих снимках ее совершенство. Мастерам пейзажной фотографии присущи любовь к окружающему миру, художественный вкус и хорошее владение техникой фотографии.

Георгий Розов – известный московский фотограф, журналист и преподаватель, виртуозно владеющий всеми известными способами фотосъемки, автор многочисленных книг и публикаций о технике и искусстве создания фотографии. Мастер считает, что наиболее приближенными к идеалу художественного фото могут стать снимки зимних пейзажей: «У меня вызывает восхищение техническое совершенство изображения, возможности динамического диапазона камеры: все тона от белого до совершенно черного нежно переходят один в другой. Я очень хорошо знаю, как сложно снимать зимние красоты, и потому любая хорошая зимняя фотография вызывает у меня уважительное отношение к автору».


Владимир Рябков, один из ведущих пейзажных фотографов России, неоднократно бывал в экспедициях по Якутии и Чукотке, география его съемок охватывает самые удаленные уголки России – Мурманск, Карелию, Урал, Таймыр, Тыву, плато Путорана. В многочисленных публикациях автор представляет зрителям свое творческое видение пейзажной фотографии, делится многолетним опытом съемки и рассказывает о своих фотографических путешествиях.

Из поездок по проторенным маршрутам и из экспедиций в труднодоступные места нашей страны он всегда привозит захватывающие дух пейзажи, полные света и красок. Его снимки – это разговор о природе, то простой и трогательной,  то подкупающе красивой или грозной.

Фотограф Андрей Бронниковнастоящая величина в современной российской фотографии. Он снимает в жанре предметной фотографии, модной, рекламной фотографии. Но мастер утверждает, что пейзаж – один из сложнейших фотографических жанров.

Как передать красоту природы на фотографии? Как уместить в кадр необъятные пространства русского леса? Как запечатлеть мимолетные изменения освещения и погоды? В пейзажах Андрея Бронникова есть все: нюансы оттенков, детализация, выверенность композиции.

На фотографиях перед нами предстает суровый, но хрупкий мир русской природы, эпические пейзажи Андрея Бронникова передают ощущение силы и вечности.

Восхищаясь родными пейзажами, фотохудожники удивительно тонко чувствующие окружающий мир, передают его настроение в своих работах. Выразительные образы вызывают у зрителя глубокие чувства преданности, безграничной любви к своей Родине, приносят осознание того, как красива и неповторима ее природа.


Литература:

Времена года : лето, осень, зима, весна : фотоальбом / фото Б. Алешкина и др., составитель В. Т. Чернов. – Москва : Планета, 1978. – 186 с. : ил.

            Гиппенрейтер, В. Русский лес : фотоальбом / фото В. Гиппенрейтера. – Челябинск : Аркаим, 2004. – 224 с. : ил. 

Пейзажи России / составитель Л. Денисенко, автор текста Н. Кривцов. – Москва : Арт-Родник, 2002. – 191 с. : ил.

Розов, Г. Д. Как снимать : искусство фотографии / Г. Д. Розов. – Москва : АСТ, 2005. – 415 с. : ил.

Чайка, И. Г. Живописная Россия / И. Г. Чайка, Е. А. Камбарова. – Краснодар : Традиция, 2022. – 256 с. : ил.


Подготовила

О.Н. Полякова,

заведующая отделом литературы по искусству