name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.JPG

Как записаться в библиотеку

Отзыв о работе библиотеки

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


ВЕЧНО ЖИВОЙ: «СОВРЕМЕННИКУ» – 55!


В 1956 году в Москве открылся театр-студия «Современник», это стало грандиозным событием культурной жизни страны. Олег Ефремов собрал вокруг себя талантливейших выпускников школы-студии МХАТ и явился основателем театра. Театра нашего времени. Зрители поняли: появился живой театр. «Живой театр» - любимое выражение Олега Ефремова. Идею театрального Дома, коронную идею Станиславского, они попытались освободить от тех наслоений, которые изуродовали эту идею в заидеологизированном советском театре.

Создатели театра - талантливые актеры Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Михаил Козаков, Лилия Толмачева, Игорь Кваша. Они сочинили специальный устав, который должен был возродить новое актерское братство. «Современник» стал подчиняться не общим правилам «театрально-зрелищного предприятия», как назывались тогда все государственные театры СССР, а только закону, ими самими над собой установленному. Это была театральная революция, и она нужна была как воздух. Это был первый советский театр за несколько десятилетий, родившийся не по воле чиновников от культуры, а по воле самих артистов. И с первых же спектаклей зрители потянулись в театр. О «Современнике» заговорили как о явлении в современной культурной жизни…

img_19042011_14.jpg

О рождении и становлении «Современника» рассказывает альбом «Театр «Современник» /сост. А.П. Свободин. – М.: Искусство, 1973. – 128 с.: ил. В альбоме читатель найдет статьи, рассказывающие о творческом своеобразии театра. Многочисленные фотографии представляют основной репертуар – от первого спектакля «Вечно живые» до удостоенной Государственной премии «Обыкновенной истории».

В «Современнике» редко бывали «очередные премьеры», практически каждый спектакль привлекал внимание, возбуждал споры. В уставе театра-студии было записано, что «театр движется вперед вместе с жизнью». Некоторые остросоциальные спектакли «Современника» запрещали. И это только возбуждало интерес: запрещают – значит, они делают действительно что-то важное.

В книгах Михайлова А.А. Образ спектакля. – М.: Искусство, 1978. – 247 с. : ил. и Крымова Н.А. Имена : Рассказы о людях театра. – М.: Искусство, 1971. – 231 с. : ил. исследованы различные планы, из которых складывается спектакль, на конкретных примерах показано возникновение спектакля как художественного явления. Авторы признают, что «Современник» принес с собой новый стиль игры, новых авторов, новые отношения с публикой. «Современник» сделал нормой страстный актерский энтузиазм и обостренную связь со зрительным залом.

Театр всегда во многом определялся личностью его лидера. Главным режиссером «Современника» до 1970 года был Олег Ефремов, с 1972 года – Галина Волчек.

Основатель «Современника» и в течение почти 15 лет его лидер О. Ефремов сделал то, что удается немногим – создал театр, выразивший время. Познакомившись с книгой Олег Ефремов. О театре и о себе / авт.-сост. А. Смелянский. – М.: МХТ, 1997. – 248 с. : ил., начинаешь понимать смысл названия театра, он прост и точен: со-временник. Верный своему времени, идущий с ним рядом, его выражающий. А поскольку время – категория изменчивая, то всегда новый.

img_19042011_15.jpg

И это большая творческая удача, что следующий главный режиссер и художественный руководитель театра Галина Волчек обладает не только выдающимся актерским и режиссерским талантом, но и отличается всепоглощающим чувством ответственности. При Волчек в театре осталось главное – его интеллигентная атмосфера и стремление к современному восприятию жизни.

Размышления о зрелом «Современнике» содержатся в книгах известных театральных критиков: Свободин А.П. Театральная площадь. – М.: Искусство, 1981. – 335 с., ил. и Аннинский Л.А. Билет в рай : Размышления у театральных подъездов. – М.: Искусство, 1989. – 192 с. Авторы справедливо отмечают особое место «Современника» как одного из центров отечественного театра.

Актеры «Современника» сегодня в представлении не нуждаются. Это наши звезды, востребованные и в других театрах, и в кино. Театр «Современник» / ред.-сост. Б.М. Поюровский. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000. – 347 с. : ил. – (Звезды московской сцены). В сборнике помещены очерки о жизни и творчестве наших любимых артистов. Это Лия Ахеджакова, Сергей Гармаш, Валентин Гафт, Марина Неелова, Игорь Кваша, Людмила Иванова, Елена Яковлева. В книге вы найдете интересные истории из творческой жизни актеров, а также многочисленные редкие фотографии.

Прекрасным дополнением к предыдущей книге послужит сборник Звезды столичной сцены / под ред. Б.М. Поюровского. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. – 336 с. : ил. – (Выдающиеся мастера), в который также включены очерки о некоторых актерах «Современника».

img_19042011_16.jpg

Особенность актеров «Современника», старых и новых, в том, что с ними забываешь, что они артисты. Они современники наши, и им важно все, что происходит в искусстве, в политике, в науке, в спорте. 55 лет – срок огромный для театра, целая жизнь. Тем важнее сохранить индивидуальность, верность себе, но не утратить черты юности, вдохновение начала.

И «Современнику» это с блеском удается – удивительному театру, который живет, не старея.



Материал подготовлен О.Н. Поляковой,

заведующей отделом литературы по искусству





tounb-logo.gif arbicon.jpg vladimir.jpg libnet.gif polpred_banner.png
88x31_0101.gif 88x31_0201.gif 88x31_0301.gif Avrora.jpg kkx.gif Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки