name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.JPG

Как записаться в библиотеку

Отзыв о работе библиотеки

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


КОМПОЗИТОР ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ ЧЕРНЯВСКИЙ

О ПОЭТЕ ИВАНЕ ФЕДОРОВИЧЕ ВАРАВВЕ

 

Иван Фёдорович Варавва – человек необычайной судьбы и большого таланта, поистине велик в кубанской поэзии, оставив огромное количество стихов, поэм, былин.

Один мудрец сказал: «Велик тот народ, который рождает таких сыновей». Вот такой сын своего многострадального Отечества на протяжении всей жизни в стихах воспевал свой народ, свою малую Родину, природу своего края, чувства мужества и красоту души человека, рождённого на русской земле, земле политой потом и кровью во имя добра и жизни.

Любой поэт становится счастлив, когда его творчество воплощается в музыке, когда его песни обретают крылья народного духа и передаются из поколения к поколению, словно вечный живительный источник радости и вдохновения. Давно знаю поэзию Ивана Фёдоровича и всегда восхищался народностью – той жизненной нотой, которая присутствует в его поэзии. Я жадно вчитывался в его стихи, когда жил ещё в Ставрополе и помню, как ко мне приехал кубанский художник Анатолий Клименко и подарил сборник стихов поэта: «Володя, почитай хорошо – это наш кубанский поэт, его творчество тебя заинтересует, и обязательно напишешь музыку». Да он был прав. Уже с первых строчек я почувствовал что-то родное, кубанское от корней, с большой внутренней энергетикой и глубиной народной мысли:

 

На краю долины красная калина,

Это не калина – молода дивчина.

Молода дивчина казака любила,

Казака любила, в войско проводила...

 

После первой же строчки я почувствовал, как полилась мелодия, да и не могло быть по-другому, потому что у Вараввы всё сразу просится в нотки, ведь он сам, сочиняя стихи, пел своим густым басом. Я в этом убедился, когда мы работали над оперой «Казачий кордон». Я спрашиваю Ивана Фёдоровича: «Кобзарю писать широкую мелодию или нет?»

 

Козак зажурывся,

До коня схылывся…

 

Иван Фёдорович пропел, как чувствовал, и я всё понял, что ему надо. Он говорил о том, что должно быть с былинным духом и самое главное просто. Для меня это тоже школа была, урок народного мудреца, который показал интонацию в слове, на что необходимо опереться в песне.

Иван Фёдорович долго присматривался ко мне, приходил в филармонию на концерты, после которых мы беседовали, давал хорошие советы и вот однажды говорит: «Володя, поехали ко мне на дачу, надо поработать над пьесой о переселении Запорожского и Черноморского казачества на Кубань, тебя это должно заинтересовать». Я взял с собой аккордеон, нотную бумагу, карандаш, и мы поехали. Выделил Иван Фёдорович мне целую хату, чистую, побеленную. Он пишет стихи и мне приносит, я сочиняю музыку. И так за один приезд на дачу я написал 12 номеров, он был доволен. Но помимо творчества мы с Иваном Фёдоровичем ходили на речку (температура воды не превышала 15 градусов). Я был приятно удивлён, когда Иван Фёдорович в 79 лет с разбега окунался в речку с головой и сравнительно долго купался. Вот ещё раз убеждаемся, что значит деревенский фундамент и то старшее поколение, которое не боится ни воды, ни огня. На даче мы много шутили. Меня Иван Фёдорович пугал змеями, которых было в избытке, а вечерами старый аксакал рассказывал о своей жизни, о фронтовых годах Великой войны, о фольклорных экспедициях по записи кубанских народных песен, которых он собрал около 300. Да я и сам  в этом убедился, уже сейчас перенося эти песни на другой звуковой носитель. Просто неоценимый вклад в народное творчество сделал Иван Фёдорович, а главное, он бережно записывал паспорт каждой песни (кто пел, сколько лет исполнителям, в каком районе и станице). Иван Фёдорович скрупулёзно создавал фонотеку народной песни Кубани, зная, что всё это пригодится будущим поколениям, понимая, что это наши корни, а каждая песня отражала меленький отрезок жизни народа, поселившегося на кубанской земле. Но, возвращаясь к нашему совместному творчеству, хочу отметить, что Иван Фёдорович ежедневно звонил мне, и мы подолгу слушали фрагменты оперы «Кубанский кордон». У меня принцип такой, пишу сразу партитуру для симфонического оркестра, хора, солистов и тут же звоню, показываю в компьютерной записи (звучание, приближённое к живому оркестру в определённой программе). Иван Фёдорович – строгий критик, заставлял многое переделывать, а кое-что и заново переписывать. Для меня – это было удовольствие работать с поэтом, который «шкурой» чувствует, попал я или нет, но каждый вечер просил меня спеть песню Чурюк-чурюк (Воробей), уж больно она ему нравилась. Были дни, когда мы собирались у него дома на прослушивание фрагментов оперы в присутствии своих родственников, а иногда приходил мой друг композитор Борис Целковников (у них давняя дружба), Иван Фёдорович настойчиво просил прослушать его и дать оценку, он очень ценил Бориса и всегда говорил: «Ох, какой композитор, да вот весь в науку ударился, ему бы больше музыки писать, ведь он талант». Помню я пришёл к нему домой и прошу, что надо написать арию Ивана Конограя (главный герой), а он мне говорит: «Вот стихи на русском языке (Течёт под кручею вода, люблю тебя, люблю), а ты переведи их на нашу кубанскую балачку, и всё получится (тече пид кручею вода, коханная моя, коханная).

Он удивительно тонко чувствовал композитора, наверное этому подтверждение то, что так много песен написано кубанскими композиторами и что не песня, то в народ.

Вспоминая последнюю встречу, я не забуду, как ему хотелось прослушать всю оперу, но состояние здоровье не давало возможности, и всё же прослушали её, но с перерывами, после чего он сказал: «Ну вот, теперь я вижу воплощённое либретто в музыке, и умереть не страшно, давай, Володя, дальше сам пробивай постановку». Было грустно уходить домой тогда, теплилась надежда, а может болезнь отступит, да мы вместе пробьём, да сам Иван Фёдорович порадуется постановкой, массовыми народными сценами ярмарки и освящения Храма, залихватскими танцами казаков в финале и торжественной славицей Кубани, казачеству, России.

Жизнь Ивана Фёдоровича Вараввы – это страница его времени, это тот исторический отрезок его современников, судьбы народа, в котором он сказал своё слово правды, оставив живущим частицу своей души, своего щедрого сердца и конечно поэзию, рождённую на нашей кубанской земле.

 

 

Автор В.А. Чернявский



tounb-logo.gif arbicon.jpg vladimir.jpg libnet.gif polpred_banner.png
88x31_0101.gif 88x31_0201.gif 88x31_0301.gif Avrora.jpg kkx.gif Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки