Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Хранители памяти и культуры

Подвиг музеев в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война причинила непоправимый ущерб культурному наследию нашей страны. Она стала тяжелейшим испытанием и для музейных учреждений. Огромное количество собраний – и крупнейших музеев страны, и небольших региональных музеев – понесли значительные утраты.

Военная история музеев неразрывно связана с судьбами людей, которые спасали культурное достояние нации порой ценой собственной жизни. С первых же дней войны началась эвакуация музеев западной части страны. Музейные работники срочно составляли списки ценностей, добивались разрешения на эвакуацию, искали транспорт и упаковывали экспонаты. Они вывозили коллекции с линии огня и из оккупированных городов – на баржах, пароходах, в товарных поездах самые ценные предметы искусства переправлялись вглубь страны, туда, где они будут храниться в безопасности до конца войны.

Беспрецедентной стала эвакуация бесценных фондов крупнейших музеев страны. Сразу после начала Великой Отечественной войны в Государственной Третьяковской галерее началась активная деятельность по демонтажу и эвакуации экспозиции. Картины извлекали из рам и подрамников, накатывали на валы, упаковывали в металлические емкости и запаивали. Работы были проведены в сжатые сроки, и уже в июле 1941 года живописные и скульптурные произведения перевезли в недостроенный оперный театр города Новосибирска. В первую очередь поездом были отправлены самые ценные произведения, спустя месяц речным транспортом отправили следующую партию экспонатов в город Молотов (сейчас Пермь).

Многие сотрудники Третьяковской галереи ушли на фронт, большая часть работников уехала в эвакуацию, оставшиеся посвятили себя заботам о сохранности уникальной коллекции русского искусства. Начались бомбежки Москвы, поэтому сотрудники Третьяковки несли круглосуточное дежурство, упаковывали и переносили в безопасное место оставшиеся произведения, обеспечивали светомаскировку, тушили зажигательные бомбы. И все же в августе попадание фугасных бомб изуродовало здание музея, разрушив главный вход, парадную лестницу, а также крышу и перекрытия. Вскоре произошла еще одна трагедия: бомба упала на жилой флигель на территории галереи, унеся человеческие жизни.

В эвакуации, оказавшись вдали от дома, музейные работники не только бережно хранили доверенные им ценности, но и устраивали выставки, читали лекции по русскому и советскому искусству (110 из них состоялись в госпиталях и воинских частях), продолжали научно-исследовательскую работу, реставрировали произведения. В неприспособленных помещениях усилиями сотрудников создавались необходимые для картин условия хранения. За время войны ни одно произведение не было утрачено. Несмотря на военное положение, новосибирский филиал провел четыре выставки, которые посетили более 20 тысяч человек.

Когда советские войска отбросили захватчиков на запад, стало возможным возвращение музейных экспозиций. В ноябре 1944 года художественные ценности Третьяковской галереи прибыли в родной дом. Комиссия, в которую вошли искусствоведы и реставраторы, пришла к выводу, что все возвращенные экспонаты находятся в отличном состоянии. Началось размещение экспозиции в залах музея, и 17 мая 1945 года Государственная Третьяковская галерея была вновь открыта для посетителей, что стало настоящим праздником для всех любителей русского искусства.

Летом 1941 года с Казанского вокзала в Новосибирск отправился  эшелон с экспонатами не только Третьяковской галереи, но и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, основанный профессором И.В. Цветаевым, задумывался как учебный музей при МГУ с коллекцией слепков в качестве выставочных предметов, а стал настоящей сокровищницей зарубежного искусства. В его фондах представлена обширная коллекция слепков с произведений Античности, Средних веков и эпохи Возрождения, шедевры мировой живописи – произведения Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Пуссена, мастеров Северного Возрождения.

С первых дней войны главной заботой сотрудников стало сохранение музейного здания и коллекций. В самом тяжелом 1941-м в Новосибирск и Соликамск было эвакуировано свыше 110 тысяч наиболее ценных произведений. Но и после этого в музее оставалось около 260 тысяч экспонатов. Слепки малых и средних форматов переместили в подвалы, 90 недемонтируемых памятников, оставшихся в залах, укрывали мешками с песком, зашивали досками.

Летом и осенью 1941 года Москва подверглась массированным бомбардировкам. На территорию музея фашисты сбрасывали зажигательные бомбы, тяжелая фугасная бомба разорвалась в соседнем дворе. Взрывной волной была почти полностью уничтожена стеклянная крыша. В отчетах тех дней постоянно звучит фраза «пожар ликвидирован и потушен собственными силами». Пожарные расчеты приезжали с большим опозданием – горела вся Москва. Сотрудники тушили бомбы, очаги возгорания, чинили здание, спасали музейные ценности. Ситуация осложнялась рано наступившей зимой. Внутри было холодно, сыро и темно: трубы отопительной системы лопнули, проводка была повреждена. Музей погрузился во мрак, а по темным залам летали вороны. Холод, голод, страх – эти ощущения были ежедневными, обыденными. Однако, вопреки тяжелым испытаниям, жизнь в музее не замерла. Поразителен оптимизм людей, которые после того, как разгребали снег в залах, укладывали статуи в деревянные ящики, тушили зажигательные бомбы на крышах, охраняли музей и дежурили ночью, продолжали заниматься своей обычной работой: вели экскурсии, читали лекции, делали выставки.

Аварийные работы в музее 1941-1942 гг. были официально признаны трудовым фронтом. 32 сотрудника музея награждены медалью «За оборону Москвы». После возвращения экспонатов началась подготовка новой экспозиции. Музей принимал спасенные художественные ценности: Дрезденскую картинную галерею, коллекцию графики Франца Кенигса, Троянскую коллекцию из раскопок Генриха Шлимана, сокровищу Эпохи Великого переселения народов и другие памятники. 3 октября 1946 года музей был вновь открыт для публики.

Для сохранения коллекции музеев Московского Кремля была предпринята эвакуация в Свердловск (сейчас Екатеринбург). Первоначально коллекцию планировали укрыть во внутренних кремлевских помещениях – соборах, башнях, подвалах. Но из-за осложнения обстановки на фронте комендант Московского Кремля принял решение вывозить ценности на Урал.

На следующий день после начала войны небольшой коллектив музеев Кремля начал демонтировать экспозицию Оружейной палаты. Работая круглые сутки, сотрудники бережно упаковали исторические собрания кремлевских музеев и в начале июля 1941 года доставили основную часть коллекций в Свердловск. Для защиты музеев-соборов их купола и кресты были покрыты темной краской. В первый период войны на Кремль с немецких самолетов было сброшено множество бомб. К счастью, кроме здания Арсенала, памятники архитектуры не пострадали.

В залах музея осталась лишь коллекция экипажей, которую в военных условиях оказалось сложно транспортировать, не были демонтированы и иконостасы кремлевских соборов.

В эвакуации музейные работники создали полную охранную опись музеев Кремля, сохранившую свою научную ценность до наших дней. Одновременно они реставрировали некоторые ценные экспонаты.

В феврале 1945 года музейные экспонаты были возвращены в Кремль, началась работа по восстановлению экспозиций и подготовке к открытию музеев.

Государственный исторический музей – это единственный московский музей, который не прекращал свою деятельность в военные годы. ГИМ был закрыт для посещения всего 8 дней – с 30 октября по 6 ноября 1941 г., когда после страшной бомбардировки Москвы взрывной волной в здании были выбиты окна.

Особо ценные предметы хранения были срочно эвакуированы в город Кустанай (Казахстан). Сотни тысяч музейных предметов в первые дни войны переместили из хранилищ и залов музея в подвалы, чтобы защитить от бомбежек. Вместо оригиналов спешно изготавливали муляжи и копии, которые заняли место подлинных предметов искусства в экспозиции.

К 7 ноября 1941 г. музей был открыт. В этот день прошел парад войск на Красной площади, ставший символом уверенности в будущей победе. После парада полки, проходившие мимо музея, сразу уходили на фронт. В годы войны в Историческом музее не останавливалась выставочная деятельность. Например, в конце октября, в самые тяжелые для столицы дни, была подготовлена передвижная выставка, посвященная защитникам Москвы. Сотрудники продолжали искать экспонаты для будущих выставок, в первую очередь собирая документальные свидетельства войны – военную форму и оружие, плакаты и фотографии. Когда советские войска перешли в наступление, сотрудники Исторического музея выехали на места боев, где также собирали экспонаты и записывали рассказы свидетелей.

Один из величайших музеев мира – Государственный Эрмитаж в Ленинграде – был обречен Гитлером на гибель и разграбление. Собрание художественных и исторических ценностей Эрмитажа, разнообразие и состав коллекций не знают себе равных. 900 дней и ночей прекрасный город, созданный великими зодчими, воспетый великими поэтами, жил под огнем, под бомбами, под обстрелами, в смертельном кольце осады. Но в жизни блокадного Ленинграда проявилась важнейшая особенность – необычайная сила духа, выдержка, стойкость и самоотверженность тысяч людей, вставших на защиту своего города.

Одной из страниц его героической летописи стала борьба за сохранение культурных ценностей, созданных на протяжении тысячелетий художественным гением человечества и сосредоточенных в Государственном Эрмитаже. Бедствия войны, ужасы вражеской блокады, бомбы и снаряды, голод и холод не сломили мужества и воли музейных работников, спасавших для человечества богатейшие эрмитажные коллекции.

В блокадном Ленинграде работники музеев, едва державшиеся на ногах от истощения, уже обреченные на гибель, спасали шедевры, не давая «великим завоевателям» всех времен и народов разрушать то, что создавали великие мастера культуры. На помощь работникам музея пришли сотни людей, которые любили Эрмитаж. Люди работали круглые сутки, собирали, упаковывали, грузили экспонаты для отправки в Свердловск, где сохранили уникальную коллекцию.

Быстро смыкающееся кольцо блокады не позволило вывезти все музейные сокровища. Оставшиеся бесценные экспонаты хранили в подвалах и на первом этаже музея. Во время войны сотрудники старались сделать все, чтобы сохранить не только эрмитажные коллекции, но и само здание. Была создана пожарная команда, которая дежурила и днем, и ночью, обезвреживала зажигательные бомбы, тушила пожары.

Война не смогла прервать научную и просветительскую работу музея: в самом Эрмитаже и его филиале читались лекции, устраивались небольшие исторические выставки. Во время блокады в Эрмитаже было проведено несколько экскурсий.

Осенью и зимой 1941 года в эрмитажных бомбоубежищах (дворцовых подвалах) проживали не только сотрудники музея и их семьи, но и многие известные деятели науки и искусства. И в таких неимоверных условиях люди не теряли присутствия духа: художники рисовали картины, поэты писали стихи. Во дворе музея и в Висячем саду даже были огороды, где выращивали овощи.

Невероятными усилиями сотрудников и добровольных помощников, ценой ежедневного подвига удалось спасти сокровища Эрмитажа во время блокады Ленинграда.

Русский музей в северной столице – это крупнейшее в мире собрание произведений русского искусства, хранящее уникальные коллекции древнерусского искусства, русской скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства.

В первые же дни войны, понимая опасность близости Ленинграда к границе военных действий, сотрудники Русского музея приступили к работам по организации эвакуации музейных ценностей вглубь страны –их отправляли на Урал, в город Молотов.

На восьмой день войны была подготовлена к эвакуации значительная часть коллекции, музей стал на консервацию, закрылись массивные ворота чугунной ограды, но за стенами величественного дворца шла напряженная работа небольшого коллектива. Чтобы снять со стен такие огромные полотна, как «Последний день Помпеи» К. Брюллова, требовались усилия нескольких десятков людей. Огромные холсты в 40-60 квадратных метров осторожно накатывали на специальные деревянные валы, которые помещались в ящики. Все принятые меры себя оправдали. Свидетельство тому – полная сохранность картин, находившихся долгое время в условиях эвакуации, а также тех, что хранились в блокадном Ленинграде.

С наступлением блокады произведения искусства, которые остались в Русском музее, были укрыты сотрудниками в подвалах Михайловского дворца. Крупные многотонные скульптуры, которые невозможно было спустить в подвал, решено было закопать в саду, засыпать песком и землей, укрыть накатом из бревен, замаскировать под курган. Эти укрытия спасли скульптуры от фугасных бомб, которые в большом количестве были сброшены на Ленинград осенью 1941 года. На территорию музея было сброшено 11 фугасных и сотня зажигательных бомб, а при начавшихся артобстрелах – свыше 40 снарядов.

Музею были нанесены значительные повреждения. При первых бомбежках перестало действовать отопление, погас свет, вышел из строя водопровод, вылетели стекла из окон.

Несмотря на суровую, полную лишений жизнь осажденного города и гибель многих сотрудников, работа в музее продолжалась. Научные сотрудники Русского музея вели исследовательскую работу, под надежные своды музейных хранилищ собирали произведения искусства из частных коллекций, находившихся в разрушенных домах, статус музейных экспонатов придали работам художников сражающегося Ленинграда. Благодаря мужеству и бесконечной преданности сотрудников своей профессии, в коллекции Русского музея за годы войны не пострадал ни один экспонат.

27 января 1944 года Ленинград праздновал полное освобождение от фашистской блокады. В октябре 1945 года в Русский музей из эвакуации прибыли первые экспонаты. К первой годовщине победы – 9 мая 1946 года –музей подготовил и представил своим посетителям новые экспозиции.

До войны в нашей стране было свыше тысячи музеев. Каждый из них – и крупнейшие музеи страны, и небольшие региональные картинные галереи – может рассказать свою историю войны. Историю мужества, самоотверженности, преданности делу, любви к искусству.

Краснодарский краевой художественный музей – один из множества музеев, пострадавших от фашистских захватчиков. Значительная часть его коллекции была разграблена и уничтожена.

Подготовка к эвакуации началась в ноябре 1941 года. Было решено отправить коллекцию на Урал, в город Соликамск. Небольшой коллектив музея решил эвакуировать максимально все, что можно было упаковать, а оставшееся по возможности спрятать. В Соликамск были эвакуированы коллекции нескольких российских музеев. Коллекцию краснодарского музея разместили в Троицком соборе, который не отапливался. В тяжелейших условиях группа краснодарцев во главе со старшим научным сотрудником М.П. Богоявленским занимались реставрационно-профилактическими работами.

Для спасения оставшихся в Краснодаре экспонатов в здании музея под руководством директора А.К. Осиповой оборудовали несколько тайников – для уникального фарфора, графики, живописных работ, икон, документов. Некоторые документы были сожжены. С 9 августа 1942 года по 12 февраля 1943 года Краснодар жил в условиях фашистской оккупации. В этот период в городе действовал Оперативный штаб рейхсляйтера А. Розенберга – нацистская организация, занимавшаяся конфискацией и вывозом культурных ценностей. Гитлеровцы, обыскивая музей в поисках уникальных произведений, варварски обращались с экспонатами. Постепенно многие тайники были обнаружены и частично или полностью разорены. В некоторых случаях сотрудники музея с риском для жизни перепрятывали найденные ящики. Коллекционные фарфоровые вазы и другие произведения сотрудники музея прятали в своих домах.

Летом 1944 года в Краснодар была возвращена из эвакуации основная часть музейного собрания. М.П. Богоявленского, в голоде и холоде спасавшего музейные ценности, с поезда снимали на носилках. Гражданский и человеческий подвиг А.К. Осиповой и М.П. Богоявленского по сохранению коллекции музея был высоко оценен: они были награждены медалями «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

В годы Великой Отечественной войны коллективы музеев боролись за сохранение музейных ценностей, исторических зданий, уникальных музейных фондов, они стали настоящими защитниками культурного наследия нашей страны. Во многом благодаря подвигу музейных работников, их стойкости и мужеству израненные в годы войны музеи выстояли, и мы можем сегодня видеть тысячи уникальных памятников мировой и отечественной культуры.

Литература:

Александрова, Н. В. ГМИИ им. А. С. Пушкина в годы Великой Отечественной войны : «Мы были немного папанинцами на льдине...» : воспоминания, дневники и письма сотрудников / Н. В. Александрова. –  Москва : ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2020. – 48 с. : ил.

Балтун, П. К. Русский музей – эвакуация, блокада, восстановление : (из воспоминаний музейного работника) / П. К. Балтун, вступительная статья А. К. Лебедева. – Москва : Изобразительное искусство, 1981. – 144 с. : ил.

Государственный исторический музей. – Москва : Интербук-бизнес, 2006. – 605 с. : ил.

Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко / автор текста Т. М. Кондратенко. – Москва : Белый город, 2004. – 64 с. : ил. – (Сокровища русского искусства).

Музеи Кубани / авторы-составители Н. В. Карева, А. Г. Еременко. – Краснодар : Традиция, 2012. – 216 с. : ил.

Музей и война: судьба людей, коллекций, зданий : сборник докладов всероссийской научно-практической конференции 4-6 апреля 2016 года / Управление культуры администрации Екатеринбурга, Государственный Эрмитаж ; научный редактор З. Ю. Таюрова. – Екатеринбург : Центр культуры, 2016. – 308 с. : ил.

Ненарокомова, И. С. Государственные музеи Московского Кремля / И. С. Ненарокомова. – Москва : Искусство, 1992. – 206 с. : ил.

Подвиг Эрмитажа : альбом / авторы текста С. П. Варшавский, Б. Рест. – Ленинград : Аврора, 1987. – 304 с. : ил.

Третьяковская галерея в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 / Государственная Третьяковская галерея ; автор-составитель Е. А. Теркель ; научный редактор Т. В. Юденкова. – Москва : Государственная Третьяковская галерея, 2015. – 48 с. : ил.


Подготовила

О.Н. Полякова,

заведующая отделом литературы по искусству