Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

 

 

Андрей Вознесенский – выдающийся советский и российский поэт, яркий представитель поколения шестидесятников. Он писал не только стихи, но и публицистику, а также проявил себя как поэт-песенник и автор скульптурных творений. Его творчество не слишком одобряли власти. Несмотря на такое отношение, Андрей Андреевич все же стал лауреатом Государственной премии и вошел в плеяду классиков ХХ столетия. Он был лидером поэзии, которая буквально ворвалась на эстрады, трибуны, стадионы, призывая слушателей к обновлению жизни.

В книге, «Андрей Вознесенский» (Москва, 2015) писатель и журналист Игорь Вирабов опубликовал первое подробное жизнеописание поэта, опираясь на рассказы множества приближенных к А. Вознесенскому людей. Он повествует о разных, не известных ранее, интересных фактах из личной жизни поэта-шестидесятника, и о тех самых, легендарных 60-х, сформировавших многое во взглядах и Вознесенского, и его друзей, и его врагов. Личное знакомство и общение Вирабова с поэтом и его женой Зоей Борисовной Богуславской проливает свет на многие вопросы, касающиеся Вознесенского: почему ему не дали Нобелевскую премию, что находили в молодом поэте Луи Арагон, Сартр и Пабло Пикассо, были ли дружны Вознесенский и Евтушенко? Писательский талант Игоря Вирабова не скругляет острые углы позиционных взглядов в ответах на эти вопросы, что только еще больше привлекает внимание читателей к личности поэта и к его творчеству.

Впервые любители поэзии познакомились со стихами А. Воскресенского в 1958 году. Они казались необычными, эффектными, насыщенными яркими метафорами. На первое место поэт поставил искусство, так как с ним связана главная тема всего его творчества — тема мастеров, «прорабов духа», своим творческим трудом преобразующих жизнь.

Его излюбленным жанром становится лирический монолог, баллада и драматическая поэма, из которых он строит более крупные сооружения — книги стихов и поэм. Свою поэтическую Вселенную Вознесенский начал созидать с поэмы «Мастера», вошедшую в сборник А. Вознесенский «Стихи. Поэмы. Переводы. Эссе» (Екатеринбург, 1999). В ней речь идет не только о семи древнерусских строителях «крамольного храма» Василия Блаженного, но и о «художниках всех времен». О себе Воскресенский тогда сказал:

«Я той же артели,

Что семь мастеров.

Бушуйте в артериях,

Двадцать веков».


Со временем «артель» мастеров в творчестве поэта включила в себя не только зодчих, поэтов, актеров, живописцев, музыкантов, но и общественно-исторических деятелей, революционеров. Судьбы мастеров, были нередко трагичны, но дух их творений бессмертен. Галерея мастеров дается Вознесенским в динамике, связывающей то, что разделено метафорически во времени и пространстве – материальный мир с духовным, современность с прошлым и будущим, личное с общенародным. Сам поэт считал, что «XX век — век превращений, метаморфоз», и в качестве примера ссылался на Лорку и Пикассо, в творчестве которых «предметы роднятся, аукаются».

Среди «художников всех времен» Вознесенскому особенно близки зодчие, ваятели, живописцы (Микеланджело, Гойя, Рублев) и поэты, чье творчество роднится с изобразительным искусством (Данте, Пастернак, Лорка). Изобразительность характерна для поэзии самого Вознесенского, особенно примечательно архитектурное видение мира. Есть закономерность в том, что семь разделов книги А. Вознесенского «Витражных дел мастер» (Москва 1980) именуются «сколами», как в свое время семь глав поэмы «Мастера» сравнивались с семью главами «крамольного храма». Создавая новые поэтические циклы и книги, поэт постоянно выделяет в особые разделы избранное из прежних произведений, что дает представление о «здании» его поэзии в целом.

Одной из важных в творчестве Вознесенского является тема Великой Отечественной войны, с ней связаны «Баллада Керченской каменоломни», «Гойя», «Неизвестный – реквием в двух шагах с эпилогом» и другие произведения.

Поэма «Ров» из одноименного сборника посвящена суду над гробокопателями, добывавшими золото и другие драгоценные вещи из захоронения 12 тысяч мирных жителей, расстрелянных во время войны фашистами неподалеку от Симферополя. Преступление алчных людей перед священной памятью о жертвах войны поэт рассматривает как величайший грех, ведущий к разрыву нити времен, к распаду духовно-нравственных связей между людьми, поколениями, эпохами.

Являясь творцом «громкой» поэзии, Вознесенский одним из первых ощутил острую потребность в «тишине». Он писал:

«Тишины хочу, тишины...

          Нервы, что ли, обожжены?»

Тишина необходима поэту для общения с природой, для любви, для внутренней сосредоточенности и размышлений о жизни, для обретения чувства гармонии. С такой тишиной и связана поэма о любви «Оза» из сборника А.А. Вознесенского «Стихотворения. Поэмы. Проза» (Москва, 2000). Героиня поэмы «Оза» работает на атомном циклотроне, и в этом качестве поэт зовет ее Зоей, а в любви она превращается для него в Озу, в своего рода Прекрасную Даму, в идеал женственности, без которого нет полноты восприятия красоты жизни. Воскресенский утверждает, что без любви к женщине и острого чувства природы «рушится человек». Поэма «Оза» подтверждает слова Достоевского о том, что красота призвана спасти мир. А в жизни Воскресенского была своя Зоя – Зоя Борисовна Богуславская, жена и муза поэта на протяжении 46 лет.

Библиографический список литературы:

 

1.      Вирабов, И. В. Андрей Вознесенский / И. В. Вирабов. – Москва : Молодая гвардия, 2015. – 703 с. – (Жизнь замечательных людей).

2.      Воскресенский, А. А. Витражных дел мастер / А. А. Воскресенский. – Москва : Советский писатель, 1989. – 306 с.

3.      Воскресенский, А. А. Ров / А. А. Воскресенский. – Москва : Советский писатель, 1989. – 688 с.

4.      Воскресенский, А. А. Стихи. Поэмы. Переводы. Эссе / А. А. Воскресенский. - Екатеринбург : У-Фактория, 1999. – 526 с.

5.      Воскресенский, А. А. Стихотворения, поэмы, проза / А. А Воскресенский. – Москва : Издательство Астрель, 2000. – 592 с. (Отражение ХХ века).

 

Материал подготовила

Н.П. Горбаченко,

главный библиотекарь отдела читального зала