Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Вселенная русского балета: знаменитые танцоры XX века.

29 апреля – Международный день танца

Уважаемые читатели! 29 апреля мир искусства празднует Международный день танца.

Танец – это язык тела, язык души. Танец давно стал олицетворением тех эмоций, которые невозможно высказать словами. За многие столетия танец претерпел множество изменений. Он прошел невероятный путь развития рука об руку с музыкой, и сейчас мы можем видеть, как разнообразен стал танец и какие новые и новые жанры появляются на сцене.

Но каждый согласится, что самым «вечным» видом танца является классический балет. Балет – это целый мир, он до сих пор влияет на многие новые виды танца. Это искусство, ставшее явлением мировой культуры. Соединив хореографию, музыку и изобразительное искусство, балет обретает драматургию и неповторимые образы.

Одной из самой выдающихся балетных школ в мире является русская. В начале ХХ века весь культурный мир узнал о величии и силе балетной русской школы – постановки с участием наших соотечественников собирали аншлаги на знаменитых Saisons Russes – Русских сезонах в Париже, организованных Сергеем Дягилевым.

В этот день мы предлагаем вам вспомнить о самых выдающихся русских артистах балета второй половины ХХ века.

Начнём мы с одной из самых утончённых балерин. Наталья Бессмертнова. Она посвятила свою жизнь балету: за её плечами более 1700 выходов на сцену. Жизель, Одетта и Одиллия, Аврора, Джульетта – каждая её роль была уникальной и своеобразной, и с каждой балерина справлялась – на сцене она сияла и блистала.

После завершения карьеры балерины Бессмертнова не бросила балет – она стала работать балетмейстером. До последних дней и до последних сил она всецело отдавала себя делу. Её имя навсегда останется в истории русского балета.   

Следующая балерина, творчество которой нельзя пропустить – это Галина Сергеевна Уланова. Её имя стало буквально эпохой, оно вписано в историю не только русского, но и мирового балета. Ей доставались главные партии, а её танец нельзя было назвать просто танцем: это была поэзия, настоящее ожившее искусство. Не зря её сравнивали с Венерой Боттичелли и Мадонной Рафаэля – то, как она преподносила себя и своих персонажей, нельзя назвать никак иначе, как шедевром.

И сколько на долю маленькой, хрупкой балерины выпало испытаний. К концу жизни, пережив и потери близких, и болезнь, и тоску, Уланова находила в себе силы держаться и продолжать жить: посещала театр, интересовалась балетом и даже планировала написать книгу мемуаров о своей непростой жизни. К сожалению, создать её она так и не успела, но память о ней стала частью наследия русского балета.

Добрым другом Улановой, а также невероятно талантливой балериной была Ольга Лепешинская. Тот вклад, который она внесла в русский балет, неизмерим. Несмотря на то, что она не была одарена природной грацией, необходимой балеринам и, скорее, была бойкой девчонкой с мальчишескими повадками, она безумно мечтала танцевать. И маленькая Лепешинская, попав в балетный техникум, доказала, что её трудолюбие и усердие помогут ей добиться многого.

Благодаря характеру она быстро выбилась в ряды лучших учениц, а после выпуска сразу же попала в труппу Большого театра, о которой её сверстницы могли лишь мечтать. И какие бы партии она не исполняла – и второстепенные, как Фея Драже в Щелкунчике, и главные, как принцесса Аврора в Спящей Красавице, она всегда получала бурные овации и признание публики. Она выступала вплоть до 1963 года, а когда здоровье ослабло, она не сдалась и стала преподавать, доказывая, что даже не обладая исключительными возможностями, можно добиться высот в мире балета.

Ещё одной балериной, безусловно ассоциирующейся с Русским балетом, стала Майя Плисецкая. Когда она выходила на сцену – зал замирал. То, с какой выразительностью она подавала своих персонажей, как отдавала свои силы без остатка каждой роли, как трепетно относилась к балету и к театру, нельзя сравнить ни с чем. Признанная при жизни, Плисецкая стала той балериной, чьё имя буквально стало нарицательным. Её талант, её грация были уникальны, сложно назвать настолько же разносторонне одаренную балерину.

Как говорили современники, «её танец рождается из музыки», а её самый яркий сценический образ – Одетта-Одиллия стал показателем высоты её таланта. То, как Майя Михайловна «переключалась» между тёмной и светлой лебедью, как виртуозно разделяла две личности, будто их играют два разных человека – это стало основным и самым главным примером для любой балерины, которая готовилась станцевать обе главных партии «Лебединого озера».

Ещё одна выдающаяся балерина XX века – Надежда Павлова. Она танцевала на главных сценах мира, стала легендой Большого театра. Лёгкость движений, тонкие линии и безусловная грация. Она стала вдохновением для многих будущих артистов балета Советского Союза и России. Как рассказывают современники и коллеги, у неё были удивительные физические данные, идеально подходящие для балета. Она танцевала до 2000 года, а после – стала преподавателем-балетмейстером. И до сих пор она учит юных балерин, передавая свои ценные знания и невероятный опыт одной из лучших балерин ХХ века.

Екатерина Максимова была одной из самых ярких и известных советских балерин. Педагоги и коллеги отмечали её феноменальный талант, который в сочетании с врождённой грацией позволили Максимовой стать объектом восхищения поклонников искусства и эталоном мастерства для юных артистов как в советское время, так и в новом тысячелетии.

Марина Семёнова также добилась небывалых высот. Её наставником во время учёбы, а затем и на большой сцене стала Агриппина Ваганова – она раскрыла талант юной балерины, помогала ей совершенствовать своё мастерство с каждым спектаклем. За свою 102-летнюю жизнь Семёнова была музой и примой, танцовщицей и педагогом. Более тысячи выходов на сцену, сотни учеников, множество мировых сцен – век Семёновой стал одним из самых долгих среди балерин ХХ века.


 

Необходимо вспомнить и о танцовщиках, имена которых вписаны в историю русского балета XX века. Среди них – Рудольф Нуреев, которого весь мир считал самым выдающимся артистом балета своего времени. Его называли «экзотическим, ярким, неистовым», а также «самым часто фотографируемым мужчиной XX века».

Нельзя не упомянуть и Асафа Мессерера, одного из самых знаменитых балетных педагогов. Талант Асафа Мессерера как преподавателя заключался не только в способности наилучшим образом научить артиста хореографической технике или усовершенствовать ее, но и в первую очередь в том, что он умел раскрыть в полной мере индивидуальность каждого своего ученика, найти в нем те грани таланта, которые были присущи лишь этому танцовщику. Среди его студентов Раиса Стручкова, Андрис Лиепа, Марина Кондратьева, Борис Акимов, Людмила Семеняка и другие.

Среди звёзд балета нельзя не отметить Вахтанга Чабукиани, Владимира Васильева, Мариса Лиепу. Блестящие исполнители классики, они вложили свой талант и мастерство в создание образов нового советского балета, помимо совершенной формы требующего актерского проживания глубоко драматических сюжетов. Недаром жанр, родившийся в это время, назвали драмбалетом.

Интересно, что Владимир Васильев и Виктор Семёнов не просто связали свою жизнь с карьерой танцовщика, но и в спутницы жизни выбрали балерин – вышеупомянутых Екатерину Максимову и Марину Семёнову.

Говорить о русском балете можно долго. А говорить о русских звёздах балета можно вечность. История русского балета полна выдающихся имён, прекрасных танцоров и педагогов. И с самого начала ХХ века, когда на сцене блистали Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина и многие другие – будущие звёзды советского балета вдохновлялись ими и подражали, учились у них и перенимали знания и мастерство.

В свою очередь, звёзды советского балета ХХ века учили будущих российских звёзд, стали для них наставниками, передавая им ценное наследие русского балета.

В отделе литературы по искусству открывается выставка «Вселенная русского балета: знаменитые танцоры ХХ века», приуроченная к 29 апреля – Международному дню танца. Выставка продлится с 27 апреля по 15 мая.

 

Информацию подготовила

Компаниец М. В.

библиотекарь первой категории отдела литературы по искусству

 

Список использованной литературы

Бенуа, С. Галина Уланова : одинокая богиня балета / С. Бенуа. Москва : Родина, 2022. 240 с. : ил.

Большой балет : Балет Большого театра СССР : альбом / составитель. Г. М. Запевалова ; авторы текста В. В. Ванслов, Ю. Н. Григорович. Москва : Планета, 1981. 272 с. : ил.

Константинова, М. Е. Екатерина Максимова / М. Е. Константинова. Москва : Искусство, 1982. 212 с. : ил.

Майер-Стабль, Б. Рудольф Нуреев : пер. с фр. / Б. Майер-Стабль. Москва : Эксмо, 2004. 316 с. : ил.

Майя Плисецкая : фотоальбом / фотосъемка Л. Т. Жданова ; текст В. Г. Комиссаржевского. Москва : Планета, 1980. 38 с. : ил.

Максимова, Е. С. Мадам "Нет" / Екатерина Максимова. Москва : АСТ, 2020. 352 с. : 32 л. ил.

Мессерер, А. М. Танец. Мысль. Время / А. М. Мессерер. Москва : Искусство, 1979. 178 с. :ил.

Незабываемая Наталия Бессмертнова : посвящается памяти русской балерины : сборник / редактор-составитель А. Г. Колесников. Москва : Театралис, 2008. 319 с. : ил.

Носова, В. В. Балерины [Текст] / В. В. Носова. Москва. : Молодая гвардия, 1983. 286 с. : ил.

Потемкина, С. Б. Надежда Павлова : большое интервью с балериной / Светлана Потемкина. Москва : Прогресс-Традиция, 2021. 264 с. : ил.

Солодовников, А. В. Ольга Лепешинская / А. В. Солодовников. Москва. : Искусство, 1983. 212 с. : ил.

Танцует Надежда Павлова: альбом / автор текста А. Авдеенко. Пермь : Пермское книжное издательство, 1985. 100 с. : ил.