Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

 

Парламентское право России

Рекомендательный библиографический обзор

 

27 апреля — День российского парламентаризмаДень российского парламентаризма учрежден 27 июня 2012 года, при внесении изменения в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». В качестве даты празднования было выбрано 27 апреля, поскольку в этот день (по старому стилю) 1906 года начала свою работу Государственная дума Российской империи – первый в истории страны демократический институт. Госдума стала нижней палатой парламента, верхней палатой которого был Государственный совет.

Появление представительного органа стало результатом революции 1905 года. Думу учредили как «особое законосовещательное установление, которому предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений». Также в функции первой Госдумы вошло рассмотрение «росписи государственных доходов и расходов», т.е. бюджета.

Сегодня парламент России – Федеральное Собрание – так же, как во времена империи, состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Первые выборы прошли в день всенародного голосования по Конституции (12 декабря 1993 года). Изначально предлагалось отмечать праздник в день начала работы Верховного Совета России, открывшего первое заседание 18 марта 1990 года. Однако позже идея была пересмотрена с учетом замечаний историков о старшинстве истории парламентаризма. В преддверии Дня российского парламентаризма центр правовой информации предлагает ознакомиться с публикациями, описывающими аспекты и актуальные направления работы данного органа власти.

В первую очередь необходимо понимание роли и обязанностей парламента России, а также его состояние на современном этапе. Так, авторами Е.В. Барашевой и А.С. Степаненко в работе «Парламентский контроль в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития» (ГлаголЪ правосудия. 2022. №3(29). С. 13-15.) исследуются институт парламентского контроля в Российской Федерации, а также перспективы его развития. Проводится анализ нормативной базы в данной области, а также «правительственного часа» на пленарном заседании Государственной Думы, во многом посвященном заслушиванию парламентариями доклада Генерального прокурора о состоянии законности и соблюдении социальных гарантий и прав граждан. Выяснены основные проблемы в функции парламентского контроля, намечены пути их решения и перспективы дальнейшего развития.

Авторами В.А. Шеховцовым и Д.В. Париным в статье «Роль парламента в системе государственной власти современной России» (Закон и право. 2021. №1. С. 36-38) анализируется усиление позиций палат Федерального Собрания после конституционной реформы 2020 года. Делается вывод, что принятие поправок к Конституции РФ способствовало повышению роли современного парламента России. Однако авторы также утверждают, что страна еще не встала на путь построения парламентской республики. Конституционные новеллы и претворение в жизнь их предписаний станет началом усовершенствования системы государственной власти и дальнейшего развития парламентаризма в Российской Федерации.

М.Ю. Бурдуков в работе «Современные проблемы парламентского контроля в Российской Федерации» (Уральский журнал правовых исследований. 2021. №.2(15). С. 3-12) выявляет современные проблемы института парламентского контроля в Российской Федерации. Анализируется статья 103.1 Конституции Российской Федерации, введенная поправками от 2020 года. Автор указывает на ее недостатки, а также предлагает варианты исправления. Представлен анализ института парламентского расследования как одной из форм парламентского контроля, определены способы повышения ее эффективности. Необходимость дальнейшего совершенствования законодательства о парламентском контроле в целях создания эффективного механизма контрольных функций парламента становится выводом данной работы.

Интересен и процесс функционирования парламента в условиях пандемии COVID-19, поскольку до 2019 года виртуализация парламентской деятельности не рассматривалась в качестве приоритетной задачи и производились лишь попытки развития информационных технологий. Т.А. Васильева в статье «Пандемия COVID-19 как катализатор виртуализации парламентской деятельности» (Государство и право. 2022. № 5. С. 124-131) рассматривает весь процесс внедрения дистанционного и гибридного режимов работы в парламентскую практику. Описываются сопутствующие процессу проблемы и сложности, возникшие при адаптации парламентской инфраструктуры и процедур. Также автором прогнозируются перспективы использования выработанных режимов в парламентской деятельности.

Для понимания функционирования парламента можно рассматривать его как часть системы парламентаризма, существующей в Российской Федерации. А.С. Зубарев в статье «Российский парламентаризм как социально-правовое явление» (Актуальные проблемы российского права. 2022. №11. С. 11-22.) изучает теоретические подходы к пониманию российского парламентаризма. Анализируются родовые и видовые признаки, исследуются варианты доктринального толкования. Выделены два основных подхода, раскрывающих понятие «парламентаризм»: подход, рассматривающий парламентаризм в рамках категории «форма государства» и ее структурных элементов; институциональный подход к пониманию парламентаризма как сложного общественного явления, функционирующего в рамках конституционно-правового регулирования. В российской конституционно-правовой науке институциональный подход, как правило, применяют, ограничиваясь только рассмотрением отдельных элементов (общественных отношений или правового регулирования). В статье показано, что институциональный подход позволяет представить парламентаризм как социально-правовой институт, включающий следующие обязательные элементы: ценности (цели), нормативное регулирование, институциональный субъектный состав и соответствующие общественные отношения.

 

 

Библиографический список

Андреечев, И. С. Компенсационные выплаты депутатам региональных парламентов и муниципальных представительных органов в связи с осуществлением ими депутатской деятельности: проблемы правового регулирования / И. С. Андреечев // Государственная власть и местное самоуправление. – 2021. – № 9. – С. 35-39.

Андреечев, И. С. Пандемия COVID-19: практика применения дистанционных форм в парламентских процедурах представительных органов (допустимость и подходы к правовому регулированию) / И. С. Андреечев // Конституционное и муниципальное право. – 2021. – № 9. – С. 66-70.

Астафичев, П. А. Парламентская культура как индикатор правовой культуры общества / П. А. Астафичев // Научный вестник Омской академии МВД России. – 2021. – Т. 27. – № 2(81). – С. 144-150.

Барашева, Е. В. Парламентский контроль в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития / Е. В. Барашева, А. С. Степаненко // ГлаголЪ правосудия. – 2022. – № 3(29). – С. 13-15.

Блашенко, Т. А. Парламент в механизме реализации прав и свобод граждан / Т. А. Блашенко, А. В. Шаповалов // Эпомен. – 2021. – № 63. – С. 39-48.

Бурдуков, М. Ю. Современные проблемы парламентского контроля в Российской Федерации / М. Ю. Бурдуков // Уральский журнал правовых исследований. 2021. № 2(15). С. 3-12.

Васильева, Т. А. Пандемия COVID-19 как катализатор виртуализации парламентской деятельности / Т. А. Васильева // Государство и право. – 2022. – № 5. – С. 124-131.

Грязнова, Т. Е. Проблемы и перспективы конституционализма в России: взгляд отечественных юристов рубежа XIX–XX вв. / Т. Е. Грязнова, М. А. Бучакова // Научный вестник Омской академии МВД России. – 2022. – Т. 28. – № 1(84). – С. 58-62.

Гузеева, О. С. О роли парламента в конституционализации уголовного закона / О. С. Гузеева // Актуальные проблемы российского права. – 2021. – № 2. – С. 146-152.

Гунич, С. В. К вопросу становления парламентско-президентской республики в России / С. В. Гунич // Государство и право. – 2022. – № 5. – С. 153-157.

Зубарев, А. С. Российский парламентаризм как социально-правовое явление / А. С. Зубарев // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 11. С. 11-22.

Китаев, А. А. Регулирование административно-правовой ответственности парламентариев / А. А. Китаев // Административное право и процесс. 2021. – № 4. С. 31-32.

Колосова, Н. М. Конституционно-правовая и внутрипартийная ответственность депутатов и кандидатов в депутаты: общее и особенное / Н. М. Колосова, В. Э. Мамедова // Журнал российского права. – 2022. – № 11. – С. 31-43.

Кошель, А. С. Российская Конституция в развитии: реформа структуры власти и новые парламентские полномочия / А. С. Кошель // Конституционное и муниципальное право. – 2021. – № 9. – С. 22-27.

Кузнецова, И. С. Квазисудебные парламентарные процедуры лишения судьи статуса в России и Соединенных Штатах Америки / И. С. Кузнецова // Сравнительное конституционное обозрение. – 2022. – № 2. – С. 88-104.

Мурадян, Г. Г. К вопросу о понятии парламентского контроля в Российской Федерации / Г. Г. Мурадян // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2022. № 10(74). С. 40-45.

Окулич, И. П. Процедурные аспекты деятельности законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации: актуальные проблемы и перспективы их решения / И. П. Окулич // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. – 2021. – № 2. – С. 3-10.

Плюйко, Д. В. Особенности принятия законов в период конституционного кризиса власти в России в начале 1990-х годов: по материалам фондов государственного архива Российской Федерации / Д. В. Плюйко // Государственная власть и местное самоуправление. – 2022. – № 10. – С. 51-55.

Попова, Е. А. Нарушения требований законодательства о политических партиях при проведении партийного мероприятия как основания для отказа в заверении списка кандидатов на выборах депутатов регионального парламента: некоторые правовые позиции Верховного Суда РФ / Е. А. Попова // Государственная власть и местное самоуправление. – 2022. – № 10. – С. 35-38.

Свистунова, Л. Ю. Законодательное регулирование парламентских слушаний: постановка проблемы / Л. Ю. Свистунова // Ленинградский юридический журнал. – 2021. – № 1(63). – С. 64-78.

Стрельников, А. О. Перспективы совершенствования конституционно-правовой ответственности Правительства Российской Федерации перед парламентом Российской Федерации / А. О. Стрельников // Актуальные проблемы российского права. – 2021. – № 6. – С. 48-57.

Трубилов, Г. В. Проект реформы российского парламентаризма: законодательный процесс и внутренняя структура парламента / Г. В. Трубилов // Конституционное и муниципальное право. – 2022. – № 5. – С. 51-56.

Трубилов, Г. В. Проект реформы российского парламентаризма: региональный уровень / Г. В. Трубилов // Конституционное и муниципальное право. – 2022. – № 4. – С. 42-46.

Червинская, А. П. Институт досрочного прекращения полномочий в механизме обеспечения конституционного статуса парламента / А. П. Червинская // Государственная власть и местное самоуправление. – 2021. – № 12. – С. 13-18.

Шеховцов, В. А. Роль парламента в системе государственной власти современной России / В. А. Шеховцов, Д. В. Парин // Закон и право. – 2021. –№ 1. – С. 36-38.


Информацию подготовила

Е.В. Емельянова,

ведущий библиограф ЦПИЭР