Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

«Памятник нерукотворный»: интерпретации образов романа

«Евгений Онегин» в иллюстрациях русских художников


10 февраля в нашей стране отмечают День памяти Александра Сергеевича Пушкина. В этот день в 1837 году от смертельного ранения, полученного на дуэли, скончался любимый русский поэт, непревзойденный мастер слова и стихотворной формы.

Самым главным памятником Пушкину стали его произведения, которые мир читает вот уже 200 лет. В 2023 году исполняется 190 лет роману в стихах «Евгений Онегин». Роман занимает особое место в творчестве Пушкина. В литературоведении и критике поэта часто именуют просто «автором «Евгения Онегина», имея в виду наибольшую известность этого произведения.

В 1833 году вышло в свет первое полное издание романа. Пушкин работал над своей книгой больше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 года. Роман оказал огромное воздействие на отечественную художественную культуру. В разные годы он привлекал к себе внимание художников, композиторов, балетмейстеров.

В книжной иллюстрации второй половины XIX века этому произведению было уделено большое внимание. Интерпретации романа в изобразительном искусстве двух столетий  позволяют обогатить восприятие знакомого текста новыми зрительными образами, глубже понять характеры персонажей.

Первые рисунки к «Евгению Онегину были сделаны самим Пушкиным. Поэт любил иллюстрировать свои произведения, и «Евгений Онегин» не стал исключением.

В 1824 году Пушкин создает автоиллюстрацию, на которой живо запечатлены сам автор и Онегин на берегу Невы. Этот набросок Пушкин отправляет в письме брату Льву и просит найти художников, способных создать иллюстрацию, близкую авторскому замыслу.

Из рисунка видно, что над двумя его персонажами Пушкин тщательно потрудился. Остальное – Петропавловскую крепость, лодку, набережную – бегло прочертил. Возможно, Пушкин хотел отделить себя в глазах читателя от своего героя, оставаясь близким к нему: «Онегин – добрый мой приятель…». Поэт заботился о том, чтобы никто не ставил знака равенства между ним и Евгением Онегиным, так как читатель, по романтической традиции, принятой в литературе, мог отождествлять автора с его героем.

Отношения поэта и художников при жизни Пушкина не всегда складывались благополучно. Поэт не был до конца понят современными ему художниками, особенно это касалось реалистических произведений. Их работы не удовлетворяли Пушкина, они искажала авторский замысел.

В разные годы роман иллюстрировали многие художники, и каждый из них по-своему видел проблематику романа и героев произведения.

Широко известны иллюстрации к роману «Евгений Онегин» Елены Петровны Самокиш-Судковской (1863–1924). Изысканные акварели художницы выполнены в стиле салонного реализма, по замыслу их можно назвать театрально-постановочными. Рисунки Е.П. Самокиш-Судковской проникнуты романтическим и несколько сентиментальным настроением. В них проявилась авторская интерпретация пушкинского произведения, личностное понимание текста и образного ряда. Текст богато украшен гравированными заставками, виньетками, рамками, часто используются причудливые и роскошные гирлянды из орнамента.

Позднее ее рисунки подвергались упрекам в нарочитой красивости, отмечалось недостаточно точное отображение александровского стиля в обстановке, неверная трактовка отдельных сцен. Но в начале XX века издание было очень популярным и пользовалось большим читательским спросом, несколько раз переиздавалось.

Известный театральный художник и признанный мастер книжной графики Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957) в 1936 году закончил свой знаменитый графический цикл – иллюстрации к «Евгению Онегину». Об этом цикле А.Н. Бенуа писал: «Добужинский подарил читателям подлинный шедевр».

Пушкин был для художника всю жизнь одним из любимых писателей. Его увлекали и рисунки поэта, он их изучал и копировал. Тщательный их анализ дал художнику ключ к изобразительной интерпретации романа.

Взяв за основу рисунок Пушкина, он внес в свои иллюстрации ощущение легкости и непринужденности рисунка поэта. Вместе с тем вся иллюстративная серия имеет четкую печать собственного стиля Добужинского. Художник иллюстрирует не только фабулу, но весь роман с его многочисленными отступлениями лирического и философского характера.

Много внимания уделял художник пейзажам (заставкам), в них с большой силой воплотилось то извечно русское, которое всегда дорого нам и которое так ощутимо в романе Пушкина. Серия рисунков проникнута духом романа, это соединяет их в один целостный ансамбль и превращает иллюстрации в уникальное художественное произведение.

Крупнейшие мастера живописи и графики не могли обойти стороной тему знаменитого пушкинского романа. Илью Ефимовича Репина (1844-1930) поразила своей трагической нелепостью сцена дуэли Онегина и Ленского. Великий художник изобразил этот момент со свойственными ему живостью и пронзительностью. Это одно из наиболее выразительных произведений И.Е. Репина. В нем художник отошёл от академических изобразительных приемов в поисках нового, одна из работ выполнена в необычной для мастера технике – акварель и белила. Репин не раз обращался к сцене дуэли из романа «Евгений Онегин», пробуя разные техники. В фондах Всероссийского музея А.С. Пушкина хранятся черновой рисунок и акварель, представляющая этот же сюжет.

Художник изобразил момент, когда все уже свершилось: убитый поэт, суетливое беспокойство секундантов, равнодушная, отрешенная фигура Онегина подчеркнута заледеневшей, заснеженной природой. Трагедия, которая повторится в собственной судьбе великого поэта, как будто Пушкин предугадал ее. Работа является еще одним подтверждением огромного творческого диапазона гениального русского живописца.

К 100-летию первого издания романа «Евгений Онегин» в 1933 г. издательство «Academia» выпустило книгу с иллюстрациями Николая Васильевича Кузьмина (1890–1987). Это стало важным явлением во всей истории иллюстрирования романа. «Какое великое счастье, что у России есть Пушкин!» – восклицал художник, рассказывая о зарождении «дерзновенной мысли проиллюстрировать «Евгения Онегина».

Кузьмин работал в манере рисунков Пушкина (лаконизм, свобода, точность, стремительность), он старался рисовать без предварительного карандашного контура, как Пушкин – сразу набело. Воспроизведя неповторимый импровизационный стиль рисунка Пушкина, опытный художник Кузьмин оценил мастерство поэта, его чудесный дар рисовальщика. Характерен прием художника в обрисовке героев. Чаще всего это легкий контурный силуэт, в котором безошибочно узнаются персонажи «Онегина».

Поясняя свой метод работы, художник вспоминает: «Я иллюстрировал «Онегина», как говорят, «в манере рисунков» Пушкина. Но это не совсем точное утверждение. Дело совсем не в манере, а в том, что я старался рисовать в темпе пушкинских рисунков, без предварительного карандашного контура. Вороха испорченных набросков, которые у меня сохранились (а уничтожено еще больше), свидетельство тому, что это очень трудно».

Кузьмин признавался, что при работе ему так явно открылся автобиографический смысл романа, что Пушкин стал главным героем целой серии рисунков.

Н.В. Кузьмин возрождает лучшие отечественные традиции понимания книги как единого целостного художественного организма. Он продумал формат книги, суперобложку. Фронтиспис с изображением Пушкина, чуть усталого, задумчивого, дает ключ к пониманию мысли художника, ставшего посредником в «диалоге писателя и читателя». Стремясь преодолеть оперный штамп, столь характерный для прежних иллюстраторов «Онегина», художник не акцентирует внимания на сюжетной канве. Он заставляет почувствовать поэта – автора лирических отступлений романа, черновых вариантов, неопубликованной десятой главы: то мечтательного и вдохновенного, то бунтующего и желчного. В строках и между строк романа художник прослеживает всю биографию Пушкина, и главное – передает стиль и дух пушкинской эпохи.

Н.В. Кузьмин не стремился к построчному иллюстрированию романа, к созданию в иллюстрациях «энциклопедии русской жизни», он очень тонко вводит нас в мир мыслей и чувств поэта и как бы готовит к восприятию образов Пушкина. Изображая героев романа, Кузьмин намеренно выбирал нехрестоматийные моменты, фиксировал то, что прежние иллюстраторы не удостоили вниманием. Например, Кузьмин единственный из художников иллюстрирует многочисленные лирические отступления романа.

Автор широко известных циклов иллюстраций к произведениям русской и мировой литературы Константин Иванович Рудаков (1891–1949) начал работать над иллюстрациями к «Евгению Онегину» еще в 1930-х годах. Им была сделана серия литографий, которая вошла в издание пушкинского романа,  приуроченное к столетию со дня смерти поэта. Тогда же были сделаны многие наброски и эскизы, выполненные акварелью,  гуашью и тушью. Впоследствии кисть и перо заменят литографический карандаш, художник станет работать преимущественно водяными красками, отмечая, что «Онегина» надо делать только в цвете.

В иллюстрациях Рудакова критики признавали «приятную свежесть» их трактовки, отсутствие «оригинальной позы». Его иллюстрации просты и искренни. Застенчивая девочка-дикарка Татьяна кажется обычной и хорошо знакомой, так же, как и юный, серьезный Онегин – такими этих героев Пушкина мы встречаем впервые. Но в этих рисунках, похожих на наброски, столько свободы, легкости, виртуозного владения пером и так выразительны все персонажи. Особенно много работал художник над образами главных героев. Вариации портретов Евгения Онегина – это порой совершенно разные Онегины. Образ Татьяны также имеет много фаз своего развития.

Лидия Яковлевна Тимошенко (1903–1976) над иллюстрациями к «Евгению Онегину» работала много лет. Это работы небольшого размера, их оригиналы находятся в Третьяковской галерее и в Псковском музее-заповеднике. Впоследствии художница выполнила цветные литографии, отличающиеся смелой обобщенностью формы и цвета, свободой и легкостью исполнения. В них она осуществила то же, чего добивалась в своих портретах последних лет: активная экспрессия линии, сопряженная с силуэтным цветным пятном.

Изображения пушкинских героев лишены статичной портретности, герои поэмы находятся в действии, в контакте друг с другом или в напряженном внутреннем состоянии. Рисунки передают состояние героев, им свойственна  психологическая глубина.

 Федор Денисович Константинов (1910–1997) работал над иллюстрациями к «Евгению Онегину» в 1949–1960 гг. А.С. Пушкина художник считал своим любимым поэтом. В своих произведениях он передал эмоциональный строй поэтического произведения, его иллюстрации помогают читателю услышать звучание самых тонких струн пушкинской поэзии, в них много чувства и настроения.

Художник сделал много   полосных  иллюстраций,   посвященных главным героям романа. Он решил их образы в монументальном, возвышенно-романтическом плане. Гравюры выполнены с замечательным мастерством и подлинно поэтической силой.

Выразительна сцена дуэли, в которой вечная красота природы, сияющей русской зимы с огромной силой контраста оттеняет трагическую судьбу юного Ленского. Почти бесплотный темный силуэт его фигуры на светлом снегу несет в себе поистине роковую обреченность.

Полны глубокого настроения и другие гравюры: Пушкин и Онегин в Петербурге на набережной Невы, деревня Онегина, Татьяна, напряженно пишущая письмо перед светлеющим окном. Маленькая гравюра, на которой видна ночь за распахнутым окном, где ветер колышет занавеску и колеблет тихое пламя свечи, мягко освещающей бумагу и чернильницу с пером, так много говорит сердцу читателя! Этот мотив раскрытого окна и чернильницы с гусиным пером повторяется в несколько измененном виде на других страницах романа. Он становится как бы символом пушкинской поэзии.

Еще одна сторона многогранного дарования художника – его отзывчивость к лирико-поэтической красоте родной природы. Иллюстрировать «Евгения Онегина» вне русской природы невозможно. Она неотделима от жизни героев романа. И, пожалуй, самые убеждающие образы созданы Константиновым в тех композициях, где действие происходит в непосредственном окружении природы.

Иллюстрации известных художников к Евгению Онегину составляют золотой фонд отечественной книжной графики. Они во многом обогатили восприятие текста любимого романа для нескольких поколений читателей, позволили по-иному взглянуть на персонажей произведения, его тематику и проблематику.

Литература:

Бродский, И. А. Константин Рудаков / И. А. Бродский. – Москва : Советский художник, 1985. – 216 с. : ил. – (Графика).

Кузнецова, Ю. П. Федор Денисович Константинов / Ю. П. Кузнецова. – Москва : Советский художник, 1965. – 103 с. : ил.

Кузьмин, М. Н. «Во сне я видел Пушкина…» : А. С. Пушкин в рисунках и эссе Н. В. Кузьмина / М. Н. Кузьмин. – Москва : Прогресс-Традиция, 1999. – 207 с.

Лидия Тимошенко – художник и личность : Живопись. Графика. Дневники. Воспоминания современников / составитель А. Е. Кибрик; предисловие Д. А. Шмаринова. – Москва : Советский художник, 1991. – 152 с. : ил.

Мстислав Добужинский : Живопись, графика, театр : альбом / автор-составитель А. П. Гусарова. – Москва : Изобразительное искусство, 1982. – 204 с. : ил.

Пушкин, А. С. Евгений Онегин : роман в стихах / А. С. Пушкин; художник Е. П. Самокиш-Судковская. – Санкт-Петербургъ: НИЦ АРТ, 2017. – 266 с. : ил.


Подготовила

О.Н. Полякова,

заведующая отделом литературы по искусству