Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Михаил Тухачевский: портрет на фоне эпохи

К 130-летию со дня рождения

 

Михаила Тухачевского называли красным Наполеоном и творцом советской военной доктрины. Сын потомственного дворянина и крестьянки, гвардейский офицер, получивший пять боевых наград на фронтах Первой мировой войны, с пятой попытки бежавший из немецкого плена, безоговорочно перешел на сторону большевиков, боролся с их врагами во время Гражданской и подавлял сопротивление кронштадтских матросов и тамбовских крестьян. Он был амбициозен и способен объединить единомышленников, активно поддерживал советско-германское сотрудничество. Сталин считал его главой антисоветского заговора.

Имя Михаила Николаевича Тухачевского обросло толстым слоем легенд, домыслов, версий, романтических историй. Так кем же он был, Михаил Тухачевский, человек яркой и трагичной судьбы? Документов о жизни полководца до сих пор опубликовано очень мало. Большинство близких ему людей не уцелели в волне репрессий, последовавшей за делом о «военно-фашистском заговоре». Почти ничего не известно о трех женах маршала, о его личной жизни. Посмотрим же на Тухачевского во всей сложности и противоречивости его необыкновенной натуры.

В судьбе Михаила Николаевича Тухачевского отразились героические страницы истории России на ее крутом переломе. Основу книги Ю.А. Щетинова и Б.А. Старкова «Красный маршал» (Москва, 1990) составили как уже известные в литературе факты, документы, свидетельства о М.Н. Тухачевском, так и впервые извлеченные из давно забытых книг и потаенных архивных фондов. Авторы книги, рассказывая о выдающемся советском военачальнике, жизнь которого оборвалась в июне 1937 года, привлекают новые, в том числе архивные, материалы и раскрывают малоизвестные страницы биографии полководца, показывают теснейшую связь его личной судьбы с историческими судьбами народа.

Конечно же, воссозданный в книге исторический портрет Тухачевского, прочтение его образа не бесспорны. Но при этом хотелось бы напомнить порядком подзабытые за последние десятилетия старые и мудрые слова: в спорах рождается истина. Столкновение разных точек зрения, порой очень резких и противоречивых, поможет воссозданию полнокровного, жизненно достоверного портрета одного из известнейших полководцев Красной Армии.

Тухачевский оставил научные труды по военному искусству. Оставил он и свои воспоминания о военных операциях, которые осуществил. Его мемуарные записи по-военному кратки, лаконичны. В них мы встречаем верные характеристики людей, точную обрисовку событий. Вспоминается мысль Михаила Николаевича, высказанная им еще в 1925 году: «…Разумеется, помещение интересных статей военного содержания, написанных живо и увлекательно, но правдиво, по вопросам военного дела, является крайне желательным и необходимым».

Поэтому очень интересно и полезно для анализа личности полководца почитать его работы. В нашей библиотеке имеется издание работы М. Тухачевского «Поход на Вислу» (Москва, 1992). Среди более 120 работ, написанных М.Н. Тухачевским по различным проблемам стратегии, оперативного искусства, тактики, обучения и воспитания войск, военной истории, небольшой труд «Поход на Вислу», на первый взгляд, ничем не выделяется. Лекции представлены в виде стратегического обзора операций войск Западного фронта, проведенных в мае – августе 1920 года, – во время советско-польской войны. Разработаны они, как отмечает сам автор, на основе его личных воспоминаний, подлинных оперативных документов, советской, французской и польской военной, мемуарной литературы того времени.

Эта работа ценна тем, что Тухачевский не ограничивается описанием обстановки, сложившейся на Западном фронте к концу апреля 1920 года, он анализирует события, сильные и слабые стороны Красной Армии и польских войск, критически подходит к оценке военно-политических итогов войны. Он указывает, что ее проиграла не политика, а стратегия. По мнению автора, основными причинами «гибели операции» являются: недостаточно серьезное отношение к вопросам подготовки и управления войсками, недостаток технических средств, неподготовленность некоторых высших начальников, а также действия Западного и Юго-Западного фронтов в расходящихся направлениях, что привело к нарушению стратегического взаимодействия между ними.

В лагере белой эмиграции Тухачевского считали беспринципным карьеристом, готовым проливать чью угодно кровь ради собственной карьеры. В СССР, напротив, развивался культ самого молодого командарма, победившего Колчака и Деникина. Б. Соколов в своей книге «Михаил Тухачевский: жизнь и смерть «Красного маршала» (Смоленск, 1999) так характеризует полководца: «Мой герой не был бездушной машиной, но излишней рефлексией не страдал. Знал крупные победы и не менее крупные поражения. Храбро держал себя под неприятельскими пулями, но смалодушничал перед лицом скорого и неправого суда. Стяжал славу выдающегося полководца и не менее выдающегося карателя. Не верил и верил в Бога, как верил и не верил в большевизм и мировую пролетарскую революцию…».

Б. Соколов в своей книге отмечает, что для Тухачевского главным был даже не патриотизм и тем более не мечта о пролетарской революции (которую он по необходимости принял, а потом стал сознавать уже как свою собственную). Автор книги пишет: «Главным для него было – создать величайшую в мире армию, встать во главе ее и когда-нибудь испытать ее в деле. Ради достижения своей цели он был готов если не на все, то на многое: травить газом тамбовских крестьян, расстреливать взбунтовавшихся кронштадтских матросов, заставить весь народ потуже затянуть пояса и делать пушки вместо масла… С его умом, талантом, независимостью характера в условиях тоталитарной диктатуры выжить Тухачевскому было никак нельзя. Он, несомненно, лучше всех советских военачальников подходил для той войны, к которой стремился подготовить Красную Армию. Но в итоге Вторая мировая война прошла без него».

«Феномен Тухачевского» – иначе вряд ли возможно определить это знаковое явление русской революции. Впервые мир почувствовал под знаком Тухачевского ярость пожара русской революции. Вторично это имя с восхищением и опаской произносили и на Западе, и в СССР в начале 1930-х – имя создателя новой Советской армии. В третий раз оно прозвучало в связи с «делом Тухачевского», или «заговором Тухачевского».

И по сей день «дело Тухачевского» рождает вопрос: было ли оно следствием деспотического своеволия диктатора, самоубийственно уничтожившего своих генералов, невинных жертв «великой чистки»? Или Сталин действительно оказался жертвой честолюбивых замыслов «красного Бонапарта», вынудившего творца СССР провести столь болезненную политическую операцию – единственный возможный способ защитить страну от внутреннего врага перед лицом грядущей агрессии с Запада?

Автор книги «Сталин и его маршал» С. Минаков (Москва, 2004) пытается ответить на эти вопросы с помощью архивных источников, материалов наблюдений, воспоминаний и свидетельств современников описываемых и исследуемых событий, военной и политической публицистики и военно-теоретических разработок 1920-1930-х годов, на материале советской и зарубежной прессы. Хорошим фундаментом исследования послужили ценные наработки отечественных и зарубежных авторов – историков и публицистов.

В книге «Маршалы Сталина» (Ростов-на-Дону, 2002) Ю.В. Рубцов отмечает, что у Тухачевского была профессиональная страсть – военная наука. Его перу принадлежат более 120 работ по различным проблемам стратегии, оперативного искусства, тактики, обучения и воспитания войск, военной истории. Пристальное внимание он уделял прогнозированию характера будущей войны, разработке военной доктрины государства. Горячо и не всегда корректно полемизировал по этим вопросам с коллегами. Вместе с другими учеными внес вклад в теорию глубокой операции и боя – одно из наибольших достижений мысли довоенных времен.

Михаил Николаевич навсегда остался в истории самым молодым советским маршалом, сделав блестящую военную карьеру, оборвавшуюся, можно сказать, на самом взлете. Он был одним из главных военачальников самой многочисленной армии мира, его с радостью принимали в высших военных кругах Парижа, Лондона, Берлина.

Вскоре после процесса, а также позже в период реабилитации в разных странах и на разных языках появлялись посвященные Тухачевскому книги и статьи. Сначала они представляли его подобным Бонапарту полководцем, проигравшим политическую битву Иосифу Сталину. В пятидесятые годы акценты сместились в сторону безвинной жертвы террора тридцатых годов, несостоявшуюся альтернативу командованию русской армии во Второй мировой. Однако во всех работах Тухачевский предстает фигурой неординарной, мирового значения.

Библиографический список:

 

Минаков, С. Сталин и его маршал / С. Минаков. – Москва : Яуза, Эксмо, 2004. – 640 с.

Рубцов, Ю. В. Маршалы Сталина / Ю. В. Рубцов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 352 с.

Соколов, Б. Михаил Тухачевский : жизнь и смерть «красного маршала» / Б. Соколов. – Смоленск : Русич, 1999. – 512 с.

Тухачевский, М. Поход на Вислу / М. Тухачевский. Война 1920 года / Ю. Пилсудский. – Москва : Новости, 1992. – 320 с.

Щетинов, Ю. А. Красный маршал : исторический портрет Михаила Тухачевского. – Москва : Молодая гвардия, 1990. – 304 с.


 

Информацию подготовила

И.В. Пономарева,

библиотекарь читального зала